Алгоритм технологии социального диагноза

ТЕМА 6. Технология социального диагноза

1. Алгоритм технологии социального диагноза на индивидуальном уровне.
2. Требования по реализации технологического подхода социального диагноза.
3. Этапы осуществления социальной диагностики.
4. Социально-педагогическое прогнозирование.

Литература
1. Технология работы с разными категориями клиентов центров социальных служб для молодежи: Методическое пособие / С.В.Толстоухова, О.О.Яременко, О.В.Вакуленко и др. - К.: ДЦССМ, Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2003. - 88с.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272с.
3. Технологии социально-педагогической работы: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Й.Капської. - К., 2000. - 372с.
4. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. - М., 1994.
5. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М., 1993.

Диагностическая функция - одна из основных в деятельности социального педагога Средство от выпадения волостут

.. Цель социально-диагностической технологии и процесс ее достижения показывает, чего может достичь социальный педагог в данной ситуации. Задача - это то, что необходимо решить для ее достижения. Ближайшая цель - это возможная зона ближайшего развития. Она позволяет подготовиться для достижения малого, однако реального, и создать условия для целенаправленного развития дальнейшей деятельности по разработке способа достижения прогностической цели социально-педагогической работы с клиентом. Каждая следующая цель предусматривает возможность более полного решения социально-педагогических проблем клиента. Мимо целей на ближайшую и последующую позволяет в большей степени индивидуализировать социально-педагогическую работу с конкретным человеком.
Главные задачи:
- получить необходимой полноты информацию, необходимую для постановки диагноза и обеспечить квалифицированную реализацию следующих этапов (подэтапов);
- уточнить социально-педагогические проблемы клиента;
- подготовить необходимую информацию для прогностической деятельности в каждой ситуации.
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об процесс или объект, который изучается. Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель - диагноз - прогноз - программа - внедрение - анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования.
Изучение опыта социальных диагностов по выбору целевой технологии позволяет выделить в ней основные функциональные этапа. Особенности осуществления социального диагноза определяются многими факторами. Среди них:
- уровень профессионализма специалиста;
- специфика объекта и проблемы;
- мотивация деятельности педагога или работника, стиль профессиональной деятельности.
Для социального педагога на этапе осуществления социального диагноза характерно:
1. Стремление как можно лучше и подробно узнать индивидуальность объекта социальной диагностики. Его интересует информация:
- о патологіюю, характерную для объекта работы (характер патологии и ее причины; динамика развития и выявления патологии на период работы с ним - прогрессивная, стабильна ли переменная; перспективы развития патологии, ее распространение, обязательность предупреждение; снижение уровня негативного выявления и стабилизация);
- о индивидуальные потенциалы клиента, на которые можно опираться в социально-педагогической работе с ним: потенциальные возможности в решении и снижении уровня патологии; компенсация, коррекция возможностей клиента; индивидуальный позитивный потенциал личности клиента в целом;
- о индивидуальные возможности объекта в самосовершенствовании, решении своей социально-педагогической проблемы, мотивация отношений к решению социальных проблем, положительный опыт самостоятельного решения чих или иных проблем, активность и настойчивость в работе с клиентами других специалистов.
2. Стремление определить социально-педагогические проблемы, их иерархию и особенности воздействия на объект воздействия.
3. Стремление определить социально-педагогические возможности жизнедеятельности клиента:
- осознание положительных и отрицательных решений социально-педагогических проблем клиента;
- возможность повышения положительности социально-педагогической роли работы с клиентами;
- участие в социально-педагогической работе с клиентами и их окружением.
5. Стремление собрать необходимую превинну информацию для диагностической работы и выявить ее источники. Опираясь на эти источники, социальный педагог собирает в каждой конкретной ситуации информацию, на основе которой принимает решение о диагностируемую действительность.
Непосредственная подготовка к реализации выбранной цільвої технологии практической деятельности включает:
- анализ выбранной целевой технологии, выделение материальных, технических, методических и организационных аспектов целевой технологии;
- решения проблема підгнотовки;
- испытания некоторых методик;
- планирование исполнительной деятельности по времени и месту;
- подготовка клиента или объкта к работе;
- постановка задач практической работы перед выполнением.
Для реализации технологии специалисту необходимо иметь определенную информацию. К ней относится:
- сама технология с описанием ее материального, технологического, организационного и методического обеспечения;
- профессиональные и методические возможности субъектов реализации целевой технологии;
- потенциал окружения реализации целевой технологии.
При организации такой работы в специализированных заведениях этим занимаются специально подготовленные лица. Как правило, проводится дифференциация деятельности и каждый специалист выполняет свой блок работы.
Алгоритм процедур типовой технологии предполагает: ознакомление с клиентом (или социальным процессом) - постановку задач - выделение предмета диагностики - выбор основных показателей или критериев - измерение и анализ показателей - формулировка и оформление заключений - выводы - постановку социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает лицо (ребенка, взрослый человек). В рамках социально-педагогической диагностики лица необходимо:
- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
- уточнение социальной ситуации развития;
- определение степени развития или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);
- ранжирование, описание особенностей объекта, диагностируемых;
- построение “социального портрета” лица.
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика клиентов, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Основой употребление любой диагностической технологии освоения теории, на которую она опирается. Без этого социальный работник может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористической, когнитивной, и других психологических теорий и направлений предусматриваются различные варианты и модели технологий диагностики в социальной работе.
Процесс решения проблемы социальным работником включает:
1). сбор информации со всех источников, относящихся к делу;
2). оценку информации;
3). определение проблемы;
4). планирование действий;
5). составление подробного четкого плана действий;
6). осуществление плана действий;
7). оценку результатов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: