Характеристика методов диагностики

Требования, предъявляемые к применению методов диагностики

ТЕМА 5. Социально-диагностические методы в социальной работе

1. Требования, предъявляемые к применению методов диагностики.
2. Характеристика методов диагностики.

Литература
1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272с.
2. Технологии социально-педагогической работы: Учебное пособие / Под общ. ред. пер. А.Й.Капської. - К., 1000. - 372с.
3. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная сципліна. - Барнаул, 1995.
4. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. - М., 1994.
5. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М. 1993.

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, ясность, точность. Есть и ряд дополнительных, специальных требований.
Во-первых, преимущество имеет наиболее простой метод и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить желаемый результат. Простой опрос иногда может оказаться более эффективным, чем сложные тесты.
Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.
В-третьих, технология применения методов должна быть четкой и понятной. Она должна настраивать клиента на его доверчивое отношение к социального работника, на сотрудничество, что исключает возникновение побочных мотивов, способных негативно повлиять на результаты.
По-четвертых, условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Эти и другие требования реализуются в диагностике с помощью использования специальных приемов и методов. Они могут быть разными и применяться в зависимости от конкретных целей и задач исследования. Среди них:
- методы статистического структурного анализа;
- методы измерений;
- моделирование (конструирование);
- прогнозирование.
В своей совокупности все эти методы составляют определенную систему.
Наблюдение - метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекания его деятельности. Социально-педагогический надзор требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать за всеми внешними проявлениями (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно толковать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в мікросоціумі не сводится к случайных надзора над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть истинные черты лица и закономерности ее становления.
Наблюдения обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед спестереженням необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Беседа - в социально-педагогической работе метод получения и корректировка информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, что является важным способом проникновения во внутренний мир человека и понимание ее затруднений. Успех беседы зависит от заранее установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Начала беседы предшествует краткое вступление, где высказываются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы простейшие, нейтральные по значению. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине беседы. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться объяснениями, переключениями внимания.
Анкетирование - метод множественного сбора статистического материала путем опроса клиентов. Анкета может быть рассчитана на получение материала, что касается или непосредственно испытываемой, или другого лица. Анкетный материал раскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Употребление анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, поскольку словесные высказывания о эмоции и желания - не эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирование большое значение имеют нормальное самочувствие клиента, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытания, доверие к исследователя.
При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, что касается мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ.
При составлении анкет используются вопрос:
- о фактах сознания (выявление мнений, предпочтений, ожиданий, планов на будущее и т.п.). Будь-яка выражена при этом мнение оценивающей мнением и носит субъективный характер;
- о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);
- социально-демографического характера (вопрос, что проявляют пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);
- на выявление уровня информированности и знания (вопрос экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от клиента определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).
По форме вопросы могут быть:
- закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов);
- открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому с помощью открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию);
- прямыми;
- косвенными.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному клиенту. Интервью организуется и направляется так, чтобы максимально приспособить вопрос к возможностей ответственный. Требования к организации интервью:
- проведение интервью в привычных для человека условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашний или рабочий обстановка);
- определение достаточного количества времени;
- устранение или уменьшение влияния третьих лиц;
- формулировки вопросов, рассчитанное не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).
Виды интервью:
· свободное интер'ю (проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, формулировка которых зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается статистической обработки; информация ценна и интересна своей уникальностью);
· фокусирующее интервью'ю (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомятся с предметом беседы, вопрос также готовят заранее; каждый вопрос обязательное, хотя их последовательность может меняться);
· формализованное интервью'ю (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);
· стандартизированное интервью'ю (преобладают закрытые вопросы);
· интервью'ю с открытыми вопросами (по тем более затратная форма исследования).
Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых оказывается информация, что отражает знания, мысли, ценностные ориентации и установки клиентов, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема требует оценки компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Опыт лиц именуется экспертным, а результаты опросов - экспертным оценкам. Процедура опроса экспертов может быть очным или заочным. Одна из простейших форм экспертного диагноза - обмен мнениями всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции с дискутуючого вопрос. Оптимальное число экспертов за «круглым столом» - не более 12 человек. Подобная форма выработки общего мнения или оценки осуществляется по схеме, когда каждый участник «круглого стола» берет на себя определенную роль:
· «генератор идей» - активно выдвигает всевозможные предположения о диагностировано явление;
· «селекторы» - оценивают и отбирают наизначащие идеи, выдвигаемые «генераторами идей»;
· «стимуляторы» - стимулируют «генераторов идей» к выработке различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;
· «регуляторы» - следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотического характера, оставалась в рамках объективного обсуждения; не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга;
· «президент "круглого стола" - удерживает внимание экспертов на центральной теме дискуссии.
Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать некоторую более-менее согласованную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той или иной проблеме.
Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного прогноза. Заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Алгоритм использования данного метода:
- первый опрос экспертов;
- обобщение результатов;
- сообщение итогов;
- повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты или подтверждают свою точку зрения, высказанную на первом этапе, или меняют свою оценку согласно мнению большинства.
Данная схема повторяется 3 - 4 раза, пока не производится согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто после неоднократных опросов остался на своей позиции.
Параметрический метод заключается в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами является «социальным эффектом» (реабилитационный, корректирующее и т.п.) и результатом, что свидетельствует об эффективности использования средств, методик и т.п.
Метод оценки эффективности (МОЕ) имеет разновидности:
а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;
б) параметрический метод, с помощью которого проводится сопоставление (сравнения) того, что установленное клиенту за нормами, нормативами и стандартами, и того, что фактически выполняется в процессе социально-педагогической деятельности;
в) сочетание первого и второго вариантов.
МОЕ весьма прагматичный, поскольку позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, подавать их в наглядном и обозримом виде, например в виде соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности. При использовании данного метода возможно распределение факторов эффективности на три группы:
1) факторы, реализация которых не зависит от анализируемой системы, структурной единицы (верхние, внешние или “чужие”);
2) факторы, реализация которых зависит от данной системы, структурной единицы (внутренние);
3) что находятся на грани внешних и внутренних факторов.
Анализ документов - один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:
- по степени персонификации - на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования - на официальные и неофициальные;
- за источником информации - на первичные (включая данные, полученные на основе прямого надзора или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающих первичные документы).
По надежности информации официальные документы более надежные, чем неофициальные, а личные более надежные, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоисточник, поскольку надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение и оценочной информации относительно события, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, выяснения общей обстановки, в которой составлен документ.
Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующие:
- учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и требует контроля за помощью наблюдений и опросов;
- отдельные блоки информации очень быстро устаревают;
- цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, информация, содержащаяся в документах, не является переработанной, переосмисленою;
- подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивы, ценностные установки, направленность человека.
Тестирование - исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: развития, общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для клиента по выполнению задач, сами задачи, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения тому, кто “читать” тест, инструкцию по повторному выводу.
Биографический метод - один из методов, которые часто используются в социальной педагогике. Предпочтение отдается “социальным биографиям”, которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека до тех социальных процессов, социально-психологических ситуаций, в которые он был включен косвенно или напрямую.
Существуют различные источники биографических данных:
- направлены интервью;
- свидетельства родственников;
- различного рода переписка;
- фотографии;
автобиографические фрагменты;
- сообщение о своей жизни в целом, о отдельные этапы жизни или каких-нибудь родственников.
Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-нибудь социальные группы.
При использовании метода “социальных биографий” следует учитывать два момента:
- “эффект дистанции” (после определенного времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни);
- необходимость анализа получаемой от индивида информации, поскольку вытянутое с нее значение, как правило, не совпадает с тем, который в нее изначально вложил субъект.
Вариант этого метода - семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).
Действенными есть и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: