Общая характеристика социального диагноза объединений несовершеннолетних

ТЕМА 10. Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Документирование результатов социального диагноза семьи

В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную «карту семьи», куда желательно включить:
- список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);
- краткие характеристики членов семьи;
- важнейшие для каждого члена семьи события;
- анализ того, чем держится семья (сплоченность и разділенність ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);
- описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);
- сведения о социальный статус семьи и ее членов, об их национальную и религиозную принадлежность, образовательный и социокультурный уровень;
- анализ проблем и потребностей семьи (или реалистичные ожидания изменений, какие возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решения проблем);
- оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, какой именно.
В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает в одной из форм «карты семьи», что позволяет систематизировать базовую информацию в лаконичной (стандартизированной форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорта.

1.общая характеристика социального диагноза объединений несовершеннолетних.
2. Социальный диагноз в работе социального педагога с группами несовершеннолетних различной направленности.
3. Социальный діагнор неформальных объединений.

Литература
1. Технология работы с разными категориями клиентов центров социальных служб для молодежи: Методическое пособие/ С.В.Толстоухова, О.О.Яременко, О.В.Вакуленко и др. - К.: ДЦССМ, Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2003. - 88с.
2. Аминов Н.А., Суслаков Б.А., Федоров М.Е. Компьютерная психодиагностика в процессе подготовки социальных работников / Социальная информатика-93. - М., 1993.
3. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. - М., 1994.
4. Коваль Л.Г., Зверева И.Д., Хлєбік С.Р. Социальная педагогика. -К., 1997. - С.330-341.

Под группой несовершеннолетних понимают совокупность лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом. Что каждый из них влияет на других и сам находится под их влиянием. Группы бывают формальные и неформальные. Диагностика подростковых и юношеских групп имеет целью определения направленности группы, ее состава, структуры взаимоотношений, установок и ориентации.
К количественных показателейдиагностируемых относят: возрастной и численный состав группы; социальный и половой состав; продолжительность ее существования, частоту и продолжительность встреч членов; места встреч; уровень группового развития на основе самодиагностики; ответственность за групповую деятельность.
К качественных показателейдиагностируемых относят: подготовленность к совместной деятельности, которая выражается в ее эффективности и результативности; характер, цели, мотивы и направленность деятельности; уровень организованности, сплоченности, устойчивости, конфликтности, групповой приемлемости; внутрішньогрупова структура; типы общения и отношений; групповые интересы, потребности и способы их удовлетворения, нормы и ценности. Конечной целью диагноза групп является определение способов воздействия на группу. Процедура диагностики в данном случае может осуществляться и психологом по ходатайству социального педагога.
К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, метод экспертных оценок и т.п. Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (за временем, ресурсами, профессиональной компетентностью и т.п.).
В деятельности социального педагога используется паспортизация подростковых и юношеских групп. Паспорт неформальной подростковой группы заполняется в результате анализа бесед с ее членами, сопоставление информации, полученной от различных подростков. Проводится как взаимодополнение, так и исключения ложной информации. И только в крайнем случае возможно применение метода “включенного наблюдения”, которые предполагают, что исследователь по возраста и характера поведения особо не выделяется среди членов неформальной группы.
Систематизация паспортов подростковых и юношеских групп может проводиться не только по критерию направленности, но и за их территориальной приналежностю, месту жительства или учебы.
В программу диагностики группы включается комплекс методик, предназначенных для изучения личностных особенностей лидера (лидеров) данной группы. Лидер часто определяет направленность группы, ее открытость внешним контактам, возможность переориентации, коррекции установок и деятельности группы.
Самостоятельным направлением выступает диагностика социального окружения, в котором живет и действует та или иная группа. Внимание концентрируется на уточнении места и роли группы в структуре того или иного коллектива, общества в целом.
В рамках проведения диагностических процедур необходимо особо выделить методы прогнозирования поведения группы. Цель прогнозирования - выявить возможные положительные моменты в работе с той или иной группой. Последовательность ранжируется по следующим позициям:
1) как меняются интересы и потребности;
1) устойчивость;
2) будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: