Процесс социализации личности
Социализация – это усвоение индивидом социального опыта (знаний,
ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.
Факторы социализации:
1. система образования;
2. среда сверстников, круг друзей;
3. произведения искусства, литературы;
4. СМИ;
5. Политические институты (государство, партия);
6. Отдельные экономические и политические события;
7. Отдельная выдающаяся личность.
Социализация – это не однонаправленный процесс.
Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие
самосознания.
Типология личности
1. идеальный тип.
2. Личность нормативного типа.
3. Реально распространенный тип.
В зависимости от ценностных ориентаций выделяются реально
существующие типы:
А. Традиционалисты – ориентированны на ценности долга, порядка,
дисциплины, законопослушания. Слабо выражено творческое начало, стремление
к самореализации и самостоятельности.
Б. Идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традиционными
|
|
нормам, независимость и пренебрежение авторитетами. Установка на
саморазвитие во что бы то ни стало.
В. Фрустрированный. Низкая самооценка, угнетенное подавленное
состояние, ощущение себя выброшенным из жизни, тревожность и чувство
безысходности.
Фрустрация – обман и неудача.
Г. Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым
чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и
самоконтролем.
Д. Идонисты – ориентированны на получение удовольствий здесь и
сейчас.
1. поведение человека определяется социальной ролью, которую он
играет в данных обстоятельствах.
2. Роль – это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемое от
каждого, занимающего данное положение или находящегося в
определенной ситуации.
3. Роль – это нечто внешнее по отношению к человеку. Следовательно,
любую роль необходимо изучить.
Этапы ролевого поведения:
1) ожидание
2) понимание роли.
3) Приемлемость роли.
4) Выполнение роли.
4. интеграция ролей в каждом человеке всегда уникальна.
5. Лично с каждой ролью сживается только частично.
6. Существует приоритет ролей в каждом человеке.
7. Социальные роли в течении времени изменяются даже у одного и того
же человека.
8. Роли могут приходить в конфликт друг с другом (может быть меж
ролевой конфликт; внутри ролевой конфликт между разными людьми).
Интеллигентность как свойство личности.
Интеллигентность – это внутреннее свойство, не связанное с
образованием, это нравственное здоровье человека.
Черты интеллигентности:
1. восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к
|
|
приобретению знаний, преобладание духовных ценностей над
материальными.
2. Интерес к истории, уважение к культуре прошлого, т.е. историческая
память.
3. Эстетическое чутье, умение увидеть красоту в окружающем мире.
4. Умение понять характер и индивидуальность другого человека,
оценить его по достоинству, войти в его положение и помочь если
нужно, но не заметно.
5. Отсутствие равнодушия, злорадства, зависти и грубости.
6. Овладение навыками воспитанного человека.
Интеллигентность это способность к восприятию и пониманию
окружающего мира и людей, а так же терпимое отношение к ним.
Социология религии.
Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и
мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю
человека.
Вера – это знание, которое основывается не знаниях, не на
эмпирических факторах.
Вера возникла 40 – 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:
1. первобытные религии.
Тотемизм – вера в родство с каким-либо животным и явлением.
Фетишизм – вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными
свойствами.
Магия – это колдовство, вера в возможность влиять определенными
действиями на сверхъестественное существо.
Анимизм – вера в души и духов.
2. политеистические религии – многобожие.
3. Монотеизм – единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам
(самая молодая религия).
Структурные элементы религии:
1. религиозное сознание.
- религиозная идеология
- религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу
религиозной деятельности)
соборность – единение.
2. религиозная деятельность.
- культовая (освещение, крещение, венчание)
- внекультовая (воскресные школы, издательская деятельность,
миссионерство).
3. религиозная организация
- церковь (церковно и священно служители, миряне)
- секты – отколовшаяся часть от церкви с лидером.
Современная религиозная ситуация в России.
1. изменился образ церкви в общественном сознании.
2. Вовлечение в сферу церкви различных социальных институтов (школы,
больницы, тюрьмы, дома престарелых).
3. Увеличение числа крещеных и верующих.
4. Распространение не традиционных религий (Кришна).
5. Увеличение числа людей, колеблющихся между верой и неверием.
6. Падение значимости атеизма.
7. Увлечение религиозной символикой.