Картография конфликта

Пути преодоления конфликта





Существует несколько способов или методов определения причин кон­фликтного поведения. Одним из таких методов является метод картографии кон­фликта.

Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих кон­фликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаи­модействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

Этап 1. В чем проблема?

На этом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то «не тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если кон­фликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как «общение». На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригиналь­ных решений.

На этом этапе задача выразить проблему одной общей фразой.

Этап 2. Кто вовлечен?

На данном этапе выявляются главные участники конфликта. В список мож­но внести отдельные лица или целые группы, отделы, организации, В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смесь групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специа­листов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Здесь задачей является определение главных участников конфликта.

Этап 3. Каковы их подлинные потребности?

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей участником и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников кон­фликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки опре­деляются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо устано­вить. Термин «опасения» означает озабоченность, тревогу личности при невоз­можности реализовать кукую-то из своих потребностей. Опасения могут вклю­чать следующие категорий": провал" и унижение, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть, отвергнутым, потеря контроля, одиночество, потеря ра­боты, низкая зарплата, неинтересная работа и т.п.

В данном случае не имеет смысла обсуждать насколько они реальны. Их
важно иметь на карте. Используя понятие «опасения», возможно выявить моти­вы, не называемые участниками конфликта вслух.

Задача этого этапа ответить на вопросы: В чем их потребности? В чем их опасения?

Теперь все, что было сделано на предыдущих этапах оформляется в виде карты конфликта.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более явно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации

Можно составить карту самостоятельно, с участниками конфликта или с целой группой. Необходимо разобрать результат с точки зрения новых наблюдений, обшей ба­зы и общих взглядов. Внимание нужно обратить на главные вопросы и осознать эле­менты, которые могут быть положены в основу выхода из конфликта.

После этого осуществляется переход к разработке возможных путей выходов из конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: