Социальные страховые риски, их виды, страховые случаи

Становление социального страхования в Российской Федерации

Основные отличия добровольного и обязательного социального страхования

№ п/п   Добровольное социальное страхование   Обязательное социальное страхование  
  Часть добровольной страховой деятельности, относящаяся к об­щественному сектору личного страхования.   Часть системы государственного страхования.  
  Регламентируется законами о страховании, о некоммерческих организациях   Регламентируется законами по вопросам обязательного страхо­вания, о государственных вне­бюджетных фондах  
  Правила страхования определя­ются страховыми организациями или их объединениями.   Правила страхования определя­ются государством  
  Коллективное   Всеобщее, иногда исключая вы­сокодоходные группы населения  
  Осуществляется страховыми не­коммерческими организациями   Осуществляется государствен­ными внебюджетными фондами  
  Страхователи - юридические и физические лица.   Страхователи - работодатели, работники, государство  
  Осуществляется за счет личных доходов граждан, прибыли пред­принимателей.   Осуществляется за счет взносов работодателей, работников и суб­сидий из государственного бюд­жета.  

На рынке страхования от социальных рисков работают коммерческие страховые компании.

Важно на основе федерального законодательства регла­ментировать порядок осуществления уже введенных видов обязатель­ного страхования, число которых сегодня превышает 40. В этой связи необходимо их пересмотреть и часть отменить.

Анализируя отношения, возникающие при обязательном страхова­нии и государственном социальном страховании, можно сделать вывод, что в отдельных случаях их трудно разграничить.

Становление современной системы государственного соци­ального страхования России приходилось на конец 1990 — на­чало 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 был организован Пенсионный фонд РСФСР. Тогда же постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 был об­разован Фонд социального страхования. До 1992 г. предприя­тия и организации должны были уплачивать единый страхо­вой взнос и на социальное страхование, и на пенсионное, кото­рый составлял 26 % от фонда оплаты труда. В 1992 г. работо­датели платили уже два страховых взноса: 5,4 % — в Фонд со­циального страхования и 31,6 % — в Пенсионный фонд, из ко­торых 28 % составляли взносы, направляемые непосредствен­но на пенсионное страхование, а 3,6 % — обязательное меди­цинское страхование.

Обязательное медицинское страхование было введено с принятием Закона о медицинском страховании граждан в РСФСР 28 июня 1991 г. Однако реально оно стало функциони­ровать начиная с 1993 г., когда были созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). С 1993 г. страхователи уплачивают страховые взносы непосредственно в фонды ОМС по тарифу 3,6 %.

Государственное страхование по безработице было введено Законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. На 1992 г. тариф взносов был утвержден в размере 1 % фонда оплаты труда, 1993—1995 гг. — 2 %,а с1996г. — 1,5%.

С 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное госу­дарственное социальное страхование, пенсионное страхование и медицинское страхование уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН).

С января 2010 г. страховые взносы вновь уплачиваются во внебюджетные фонды.

Современная система государственного социального стра­хования в России представлена тремя самостоятельными государ­ственными внебюджетными страховыми фондами: Фондом социального страхования РФ, Пенсионным фондом РФ, Фондом обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.

Фонды обязательного социального страхования в РФ являются автономными государственными фондами с особыми задачами и целе­выми налогами, имеют статус государственных учреждений.

При осуществлении обязательного социального страхования социальным страховым риском признается предполагаемое co­бытие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Страховым случаем считается событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением ко­торого возникает обязанность страховщика осуществлять обес­печение по обязательному социальному страхованию.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому насту­пившему страховому случаю определяется в соответствии с фе­деральными законами о конкретных видах обязательного соци­ального страхования.

Обязательное социальное страхование осуществляется на случай наступления социального страхового риска — предпо­лагаемого события, влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных катего­рий граждан.

Видами социальных страховых рисков являются:

• необходимость получения медицинской помощи;

• временная нетрудоспособность;

• трудовое увечье и профессиональное заболевание;

• материнство;

• инвалидность;

• наступление старости;

• потеря кормильца;

• признание безработным;

• смерть застрахованного лица или нетрудоспособных чле­нов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении страхового случая, представляющего со­бой реализацию социального страхового риска, возникает обя­занность страховщика осуществлять обеспечение по обязатель­ному социальному страхованию. Страховщик исполняет свои обязательства перед застрахованным лицом посредством стра­ховых выплат или иных видов обеспечения.

2.5. Страховое обеспечение по обязатель­ному социальному страхованию

Страховым обеспечением по отдельным видамобязатель­ного социального страхования являются:

• оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

• пенсия по старости;

• пенсия по инвалидности;

• пенсия по случаю потери кормильца;

• пособие по временной нетрудоспособности;

• пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональ­ным заболеванием;

• пособие по беременности и родам;

• ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет;

• пособие по безработице;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременнос­ти;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• пособие на санаторно-курортное лечение;

• социальное пособие на погребение;

• оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздо­ровление работников и членов их семей.

Таким образом, декларированная цель социального стра­хования корректируется имеющимися финансовыми ресурса­ми и материализуется в более узком круге конкретных задач. К ним относятся:

• оказание материальной помощи нетрудоспособным граж­данам (детям, пенсионерам, инвалидам);

• возмещение потерянного трудового дохода в периоды болезни, ухода за детьми, безработицы;

• предоставление медицинской помощи, охрана детства и материнства;

• перераспределение доходов и выравнивание уровня жиз­ни различных социальных групп населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: