Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Финансовая система государства и государственные доходы




Вмешательство государства в экономическую жизнь общества, предполагает наличие у него определенных ресурсов и соответствующих механизмов его воздействия на экономику.

Известно, что общественный (государственный) сектор представляет совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении государства.

К ресурсам общественного сектора принято относить:

- государственные финансы;

- предприятия, учреждения и организации, находящиеся в собственности государства.

Исторически воздействие государства на экономику начиналось с финансовой, кредитно-денежной, торговой и внешнеэкономической политики. Поэтому государственные финансы представляют наиболее важный ресурс общественного сектора.

Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Функции финансов:

1. Распределительная.

Финансы обслуживают разные этапы распределения ВВП (т.е. первичное распределение ВВП и его перераспределение), с их помощью создаются фонды денежных средств у субъектов экономических отношений.

2. Контрольная.

Финансы отражают движение денежных средств и их распределение между субъектами экономических отношений.

3. Регулирующая.

Финансы стимулируют развитие экономики и отдельных отраслей через изменение в налогообложении;

4. Фискальная.

Финансы позволяют через фискальное изъятие части денежных средств у субъектов экономических отношений осуществлять финансирование экономических функций государства.

В процессе распределения стоимости ВВП у субъектов экономических отношений аккумулируются (сосредоточиваются) различные фонды денежных средств и накоплений, источником которых являются доходы.

Основой финансов выступают доходы субъектов экономических отношений.

Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на:

- первичные доходы;

- конечные доходы.

Источники доходов субъектов экономических отношений:

- источник первичных доходов и накоплений - валовой внутренний продукт, который выступает в форме: заработной платы наемных работников; прибыли; амортизационных отчислений; рентных доходов; налоговых и иных платежей у государства и органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса, через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов[1].




Конечные доходы (финансовые ресурсы) также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП осуществляется с помощью финансового механизма (финансовой системы)

Финансовая система – это форма организации финансовых отношений и финансовых учреждений по распределению и перераспределению валового внутреннего продукта.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему подразделятся на две сферы:

1) Централизованные финансы (т.е. публичные финансы);

2) Децентрализованные финансы (т.е. финансы организаций и домохозяйств).

Как форма организации денежных отношений, финансовая система подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:

(1) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

(2) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

(3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств). (рис.1).

           
 
 
     


                               
         
 
 
         
 
 
 
   
 
 


           
 
   
 
 
 
 
 




Рис. 1. Финансовая система Российской Федерации

Государственный бюджет.

Основу государственных финансов составляет государственный бюджет. Понятие «государственный бюджет» выражает достаточно сложную и противоречивую систему финансовых отношений, субъектами которых являются все уровни государственной власти – от центральной до местных, а также, в той или иной мере, все члены общества.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Внебюджетные фонды.

Наряду государственным бюджетом существуют внебюджетные денежные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинский и т.д.), которые полностью или частично находятся под государственной опекой.

Внебюджетные фонды формируются и используются как различными структурами государственной власти, так и общественными институтами. Их роль в финансовом обеспечении общественного сектора значительна. Однако государство при исполнении своих функций опирается, прежде всего, на свой бюджет.

Бюджетная система.

Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, внебюджетных фондов и денежных отношений по их формированию и использованию составляют бюджетную систему страны.

По своему содержанию бюджет представляет собой перечень государственных доходов и расходов.

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает.

Доходы государственного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы:

- за счет реализации товаров и услуг на рынке;

- за счет налогообложения. Налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Доходы общественного сектора складываются:

- из налоговых поступлений;

- из доходов принадлежащих государству предприятий и организаций.

Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

Доходы государственных предприятий образуются на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора.

Примечания:

- Если доля государственных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора.

- Не все доходы государственных предприятий могут находиться в непосредственном распоряжении государственных органов. Поскольку госпредприятия, функционируют по законам рыночной системы, их финансы обособлены от финансов государства: они самостоятельно выплачивают заработную плату, возмещают другие издержки и, как правило, инвестируют часть прибыли в собственное развитие.

- принадлежность госпредприятия к общественному сектору проявляется в том, что его чистая прибыль передается в госбюджет.

- государство, выступая в качестве собственника госпредприятия, способно повлиять на доходы предприятия, предписывая ему основные параметры затрат и выпуска, а также цены. Но для рыночной экономики такие действия государства в принципе не характерны и могут быть оправданы лишь постольку, поскольку они необходимы для удовлетворения потребностей в общественных благах, а также для реализации перераспределительной политики.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на обеспечение экономических задач и функций государства.

Историческое развитие государства показывает, что существует общая тенденция возрастания роли государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества. В конце XIX века немецкий экономист А. Вагнер сформулировал закон возрастающих финансовых потребностей государства в связи с расширением его экономических и социальных функций.

Государственный и муниципальный кредиты.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и предназначены для финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно, она несет в себе черты обеих категорий.

Государственные финансы выполнят три основные функции:

1. Аллокационная функция

2. Распределительная функция

3. Стабилизационная функция





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 2635; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10320 - | 7267 - или читать все...

Читайте также:

  1. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  2. D-система дает возможность проводить инженерные расчеты и анализ изделия (Видиоролик)
  3. I и II Государственные думы
  4. I и II Государственные думы. Образование либеральных партий и черносотенных организаций
  5. I. Введение в Теорию государства и права (ТГП)
  6. I. Парижская валютная система (1867 - 1914 гг.)
  7. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе
  8. II. Роль государства различна в связи со спецификой методов и способов правового регулирования
  9. II. «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб» (1715 г.) – общая характеристика правового документа. Место и значение документа в развитии российского государства и права
  10. III и IV Государственные думы. Россия накануне первой мировой войны
  11. III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
  12. ISO 9003 – Система Качества: Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях


 

3.226.243.130 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.