double arrow

Тема 6. Лирика О.Э. Мандельштама


Тема 4. Проза 1920-х гг.

Модернизм, реализм и нормативизм в русской прозе о революции и Гражданской войне: изменение характера реализма, поток истории и человеческая индивидуальность, романтизация революционной стихии и образ «массы».

Судьба русского интеллигента в романе К. Федина «Города и годы» (1924). Роль авантюрного сюжета и ключевых образов – Андрея Старцова, Курта Вана, Федора Лепендина.

Роман А. Фадеева «Разгром» (1927) в контексте русской прозы о гражданской войне («Падение Даира» А. Малышкина, «Железный поток» А. Серафимовича, «Чапаев» Д. Фурманова, «Партизанские повести» Вс. Иванова и др.). Идея «отбора человеческого материала» в гражданской войне и ее воплощение. Композиция как способ реализации авторского замысла. Проблема главного героя в произведении (образы Левинсона, Морозки, Мечика). Решение автором проблем гуманизма, интеллигенции и революции. Психологизм романа.

«Орнаментальная проза» и творчество Б. Пильняка: лейтмотивы как организующий элемент сюжета романа «Голый год» (1921), «Повесть непогашенной луны» (1926) и драматическая судьба писателя.

Книга новелл И. Бабеля «Конармия» (1926): история создания; «Конармия» как цикл; своеобразие стиля: импрессионизм, соединение эпических и лирических начал; способы выражения авторской позиции, значение натуралистических деталей и библейских мотивов; образ Лютова.

«Донские рассказы» (1924–1926) М. Шолохова как «эскиз» «Тихого Дона»: проблематика, художественное своеобразие; принципы циклизации.

«Тихий Дон» (1926–1940) как роман-эпопея: воссоздание драматической эпохи русской истории; мастерство писателя в изображении народных характеров; образ Григория Мелехова, его трагический пафос; полемика вокруг образа главного героя. Женские образы в романе. Особенности композиции. Роль пейзажа, фольклорных мотивов, художественной детали. Проблема авторства «Тихого Дона».

Литературная критика 1920-х гг. о послереволюционной прозе (А. Воронский, А. Лежнев и др.).

Тема 5. Драматургия 1920-х – 1930-х гг.

Основные тенденции в развитии революционного театра, его характерные черты (агитационность, революционная героика и сатира, условная образность, социально-политическая направленность и др.). Жанрово-стилевая эволюция драматургии от 1920-х к 1930-м годам в произведениях В. Билль-Белоцерковского, Б. Лавренева, В. Вишневского, Н. Погодина; К. Тренева, А. Афиногенова, А. Арбузова; Н.Эрдмана, В.Маяковского и др.

-7-

«Мистерия-Буфф» В. Маяковского как первая революционная пьеса. «Любовь Яровая» К. Тренева как героическая драма идейно-психологического типа. «Разлом» Б. Лавренева как жанровый синтез идейно-психологических и эпопейных начал. Изображение личности в круговороте истории в социально-психологических пьесах М. Булгакова «Дни Турбиных» и «Бег». Условные формы в сатирической комедиографии (пьесы М. Булгакова, В. Маяковского, Н. Эрдмана). Место пьес Горького и Булгакова в истории русской литературы данного периода.

Дореволюционное творчество: Мандельштам и поэтические течения начала ХХ века (символизм, акмеизм); книга стихов «Камень» (1913; 1916; 1923), ее композиция и художественное своеобразие (предметность, роль культурно-исторических реалий).

Лирика 1917–1920-х гг.: Мандельштам и революции; поэтический диалог поэта со временем (стихотворения «Концерт на вокзале», «Век» и др.); книга стихов «Tristia» (1922); своеобразие поэтической метафорики Мандельштама; идейно-тематическая связь лирики поэта с его прозой («Девятнадцатый век», «Гуманизм и современность», «Шум времени» и др.).

Судьба Мандельштама и его творчества в 1930-е гг.: трагизм лирики начала 1930-х гг. («Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ночь на дворе», «Полночь в Москве» и др.); «демократизация» стиля – элементы сказа, просторечия и др. («Мы с тобой на кухне посидим…», «Я скажу тебе с последней прямотой...» и др.). Стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» (1933) и его роль в дальнейшей судьбе поэта. Основные темы и мотивы «Воронежских тетрадей»: природа, новая Москва, искусство и современность, любовь и др.


Сейчас читают про: