double arrow

Тема 11. Творчество М.А. Булгакова


Тема 10. Творческий путь А.П. Платонова

Раннее творчество А.П. Платонова (общая характеристика): истоки гуманизма; «металлические» стихи поэтического сборника «Голубая глубина» (1922) (планетарно-романтический пафос, классовость позиции, близость к идеям Пролеткульта). Фантастические произведения писателя и их проблематика («Потомки солнца», «Лунная бомба», «Эфирный тракт»).

Новый взгляд на мир и человека в повестях и рассказах 1926 – 1927 гг.: значение «малых дел» «маленького человека» («Родина электричества», «Песчаная учительница»); историзм («Епифанские шлюзы»); ироническое отношение к «шелухе жизни» («Город Градов»). Повесть «Сокровенный человек» (1927): Фома Пухов – образ русского правдоискателя; символика имени героя; обретение героем себя и родины как основной смысл исканий Пухова; близость образа к художественной традиции Н.С. Лескова и Н.А. Некрасова. Черты «сокровенного человека» в главном герое рассказа «Усомнившийся Макар» (1929); полемика вокруг произведения.

Социальное и общечеловеческое в произведениях рубежа 1920-х – 1930-х гг. Роман «Чевенгур (Путешествие с открытым сердцем)» (1926–1929): смысл заглавия; композиция произведения; Дванов как новое воплощение «сокровенного человека»; образ «Дон-Кихота революции» Копенкина; черты антиутопии в образе города Чевенгура; прошлое, настоящее и будущее в романе. Социально-философская повесть «Котлован» (1929–1930): столкновение классового и общечеловеческого как основной конфликт произведения; символика образа Насти; значение образа Вощева в раскрытии философской концепции повести; проблема жанра (повесть, роман, утопия, антиутопия и др.); своеобразие языка. Повесть «Ювенильное море (Море юности)» (1934): Вермо и Умрищев – смысл противопоставления; своеобразие историко-философской концепции писателя.




Платонов о судьбах человечества и «маленьком человеке» в произведениях 1930-х гг. («Мусорный ветер», «Юшка», «Джан», «Фро», «Река Потудань» и др.).

Проблематика поздних произведений: образы «одухотворенных
людей»; рассказ «Возвращение» в контексте прозы Платонова 1940-х–1950-х гг. Детские рассказы и сказки писателя.

-11-

Булгаков и Октябрь. Раннее творчество: жанр фельетона и приемы создания комического.

Тема революции и Гражданской войны в романе «Белая гвардия»: творческая история произведения и ее отражение в «Театральном романе»; роль эпиграфов, композиции в раскрытии авторской позиции; судьбы Белой армии, России, семьи Турбиных в романе; своеобразие стиля.

«Собачье сердце» (1925) в контексте сатирических повестей и рассказов начала 1920-х гг. («Дьяволиада», «Роковые яйца» и др.): тема научного и социального эксперимента; автор и его герои (Преображенский, Шариков, Швондер и др.); художественное своеобразие повести (сочетание фантастики и реальности, значение художественной детали, речевой характеристики и др.).



Булгаков и театр. Проблематика «Записок покойника» («Театрального романа»).

Особенности драматургии Булгакова 1920-х гг. «Дни Турбиных»: творческая история и сценическая судьба, три редакции пьесы; социальное и общечеловеческое в драме; А.В. Луначарский о пьесе. Комедия «Зойкина квартира» как сатира на государственно-бюрократическую систему; трагикомические судьбы героев (Зои, Абольянинова и др.); Аметистов – «дедушка Остапа Бендера» (Д.С. Лихачев). Пьеса «Бег»: особенности композиции; судьбы главных героев (Хлудова, Чарноты, Серафимы и Голубкова); мотивы ненависти, страдания и любви в произведении.

Булгаков и Мольер: пьеса «Кабала святош» и книга «Жизнь господина де Мольера». Тема взаимоотношений художника и власти. Пьеса «Батум».

Фантастические пьесы Булгакова («Адам и Ева», «Иван Васильевич»): драматург о судьбах прогресса и цивилизации.

«Мастер и Маргарита» как итоговое произведение писателя. Особенности жанра (трагизм, сатира, лиризм) и композиции (современная Булгакову Москва, евангельские главы и мистико-фантастические картины). Оригинальная трактовка евангельского сюжета и его роль в романе. Образ Воланда и литературная традиция (Гете, Гофман, Гоголь и др.). Понтий Пилат и тема совести в произведении. Образ Мастера и его значение в раскрытии проблемы творчества. Место темы трагической любви Мастера и Маргариты в романе.







Сейчас читают про: