double arrow

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).

Автор

Н. Г. Морозов, кандидат филологических наук, профессор кафедры русской литературы Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова.

Рецензент(ы) __________________________________________________

Программа одобрена на заседании

______________________________________________________________

от__________года, протокол №

Программа «История русской литературы ХХ века» включает в себя учебные и учебно-методические материалы, необходимые при изучении студентами 4–5 курсов филологического факультета указанной дисциплины в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 «Филология». В структуре программы отводится место не только основному содержанию курса, его методическому обеспечению, но и контролю над самостоятельной работой студентов, руководству их научно-исследовательской деятельностью.

Содержание дисциплины «История русской литературы ХХ века» отражает основные периоды развития отечественной литературы ХХ века с 1917 года до наших дней и строится на традиционном сочетании обзорных и монографических тем.




Обзорные темы предполагают знакомство студентов с основными историко-литературными закономерностями развития русской прозы, поэзии и драматургии 20-х, 30-х, 40-х, 50-х – 80-х годов ХХ века и современной литературы. Литературная действительность предстает в контексте главных исторических событий русской истории прошедшего века. Монографически представлено для обязательного изучения творчество О. Мандельштама, С. Есенина, В. Маяковского (после Октября), А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского; М. Горького (после Октября), А. Платонова, М. Булгакова, а также тех авторов, чьи художественные искания вызывают особый интерес у студентов. Литература русского зарубежья и современная литература глубоко представлены в специальных курсах, дополняющих и расширяющих знания студентов о литературной жизни ХХ века. Развитие литературной критики прошлого века более подробно изучается в курсе «Теория и история критики», читающемся параллельно рассматриваемому в данной программе.

Особый акцент в программе сделан на выявлении преемственных литературных связей между отечественной литературой ХХ века и русской классикой, что позволяет углубить представление студентов о традиционности и новаторстве словесности рассматриваемого периода. К тому же дисциплина «История русской литературы ХХ века» завершает систематический курс изучения истории русской литературы, поэтому должна не только познакомить студентов с новым материалом, но и закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные при изучении истории всей русской литературы – от древнерусской до современной.



-3-

Студент, завершивший изучение данного курса, обязан знать:

– основные периоды и закономерности развития русской литературы после 1917 года;

– русскую литературу ХХ века в ее связях с историей, культурой России и других стран;

– судьбы главных стилевых течений, идейно-художественных объединений в русской литературе данного периода;

– своеобразие поэтики как отдельных выдающихся произведений эпохи, так и некоторых художников в целом;

уметь:

– анализировать художественное произведение, применяя знание как критической литературы, так и основных теоретико-литературных понятий;

– при анализе произведения пользоваться основными методами литературоведческого анализа (историко-сравнительным, историко-функциональным, герменевтическим и другими);

– использовать различную справочную литературу при изучении как обзорных, так и монографических тем;

иметь навыки:

– литературоведческого анализа предложенного текста;

– самостоятельной работы с различного рода филологическими источниками.







Сейчас читают про: