Тема 13. Творчество А.А. Ахматовой
Тема 12. Социалистический реализм
Раздел 3. Литература 1930-х гг.
Утверждение тоталитарного государства и литература: постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932); Первый съезд советских писателей (1934) и
-12-
теория социалистического реализма.
Тема труда в литературе и жанр «производственного романа». «Время, вперед!» В. Катаева в контексте подобной прозы. Создание образа «положительного героя» и жанр «романа о воспитании» («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Педагогическая поэма» А. Макаренко и др.).
Роман «Поднятая целина» (1932–1959) М. Шолохова: отражение противоречий коллективизации; значение первоначального и окончательного названий; функции массовых сцен в произведении; коммунисты в романе; значимость темы любви; роль образа Кондрата Майданникова в раскрытии авторского замысла; юмор в романе, трагикомический образ деда Щукаря.
Личность и история в романах А.Н. Толстого. Трилогия «Хождение по мукам»: творческая история; соединение эпических и лирических начал; тема интеллигенции и революции; судьбы сестер Булавиных, Телегина, Рощина. «Петр Первый» как исторический роман: процесс «становления личности в истории» и основные принципы его воплощения (композиция, роль массовых сцен и т.д.); образ Петра и приемы его создания (портрет, поведение и т.д.); язык романа и приемы воспроизведения колорита эпохи.
Особенности сатиры М.М. Зощенко. Основные периоды его творчества: новеллы и «Сентиментальные повести»1920-х гг.; попытки создания «оптимистической сатиры»; постановление ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» и творческая судьба писателя в 1940-е –
1950-е гг.
Своеобразие книг И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931). Образ Остапа Бендера и его развитие в дилогии.
Лирическая проза М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского, ее своеобразие (философичность, очерковость, «безгеройность», сочетание естественнонаучности и поэзии). Место «Дневников» (1905–1954) Пришвина и «Золотой розы» (1955) Паустовского в истории русской литературы.
Судьба поэзии в 1930-е гг. Поэты ОБЭРИУ (Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов и др.) и творчество Н.А. Заболоцкого: поэтика обэриутов и истоки художественно-философских взглядов Заболоцкого. Первая книга стихов «Столбцы»: аналитичность поэзии; тема алогичности жизни, отражающаяся в поэтике сборника; прием «опредмечивания». Своеобразие поэтического решения натурфилософских проблем («Торжество земледелия», «Лодейников», «Метаморфозы» и др.). Эволюция творчества поэта в 1940-е – 1950-е гг. («Уступи мне, скворец, уголок…», «Журавли» и др.). Поэма «Рубрук в Монголии»: история как повторяющаяся драма жестокости и зла.
-13-
Своеобразие ранней лирики: народно-поэтические мотивы сборников «Вечер» (1912) и «Четки» (1914); тяготение к жанру лирической новеллы, форме фрагмента; особенности психологизма.
Лирика революционной эпохи: поворот «к религиозной простоте и торжественности» (Мандельштам); отражение судьбы России в книгах «Белая стая» (1917) и «Anno Domini» (1921), роль библейских мотивов в них; тема исторической памяти.
Судьба поэта и его поколения в творчестве 1930-х – 1940-х гг.: пушкинские мотивы; тема творчества в книге «Тростник»; лиро-эпическая поэма «Реквием» (1935–1940), ее идейно-художественное своеобразие; судьбы личности и народа в стихотворениях о Великой Отечественной войне («Клятва», «Мужество» и др.).
Поздняя лирика, ее проблематика и художественное своеобразие: «Седьмая книга»; углубление философских мотивов; тема «бега времени»; цикл «Тайны ремесла». Идейно-художественное своеобразие «Поэмы без героя».
Ранняя лирика (книги «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1916)): пейзажно-философская лирика; поэтический синтез краски, звука, мысли и слова; своеобразие поэтического синтаксиса.
Обновление художественного мира поэта в сборнике «Сестра моя – жизнь» (1917): лирическое выражение времени; неразрывность тем природы, любви и искусства. Судьба художника и пушкинские мотивы цикла «Темы и вариации» (1923).
Основные темы поздней поэзии Пастернака («Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1944), «Когда разгуляется» (1956–1958)); эволюция поэтики («неслыханная простота»). Драматизм судьбы Пастернака в последние годы жизни и отражение этого в лирике («Нобелевская премия» и др.).
Роман «Доктор Живаго» как лиро-эпическое единство: история создания; проблема жанрового определения; философия истории Пастернака. Тема интеллигенции и революции в романе. Образ главного героя – доктора и поэта, смысл противопоставления ему Антипова-Стрельникова. Женские образы в произведении (мать Живаго, Тоня, Лара, Марина). Христианские мотивы в романе. «Стихи Юрия Живаго» как поэтический цикл и их роль в произведении.