Внешняя и внутренняя среда фирмы

Внешнюю сре­ду отдельно взятой фирмы следует рассматривать с точки зрения системного подхода, поскольку она существует не изолированно, а представляет собой подсистему экономи­ческой системы более высокого уровня. Все субъекты внеш­ней среды, оказывающие влияние на фирму, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся: государство (государственные органы); поставщики; потребители; конкуренты.

Под поставщиками понимаются юридические и физические лица, принимающие участие в материально-техни­ческом обеспечении фирмы. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.

Потребители — важный ограничительный или стимули­рующий фактор внешней среды. Изменения bo вкусах, предпочтениях, возможностях потребителей формируют спрос на продукцию фирмы.

Конкуренты — это фирмы, которые производят аналогич­ный продукт, а ограничениями с их стороны служат объем, номенклатура и ассортимент продукции, цены и качество поставляемых товаров и услуг, договорные условия.

Государство – особый фактор прямого воздействия внешней среды фирмы. Через государственные органы оно создает условия существования и функционирования для всех участников экономических отношений. Проводя свою политику в области экономики, государство с помощью за­конодательных и нормативных актов, инструкций, положе­ний через органы государственного регулирования прямо влияет на деятельность фирмы. Государственное органы обеспечивают принудительное соблюдение законов в пре­делах своей компетенции, а также вводят собственные тре­бования. Кроме того, государство прямо регулирует дея­тельность фирмы, устанавливая разнообразнее формы налоговых льгот, предоставляя субсидии, определяя ставки процента, осуществляя ценовую политику и т. п.

Факторы косвенного воздействия — это те факторы, ко­торые могут не оказывать прямого немедленного воздей­ствия на фирму, но тем не менее косвенно сказываются на ее деятельности. Внешние факторы косвенного воздей­ствия могут быть:

- экономические;

- технические;

- технологические;

- социальные (социокультурные);

- политические.

Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия.

Внутренняя среда предприятия. Как правило, анализ внутренняя среда предприятия охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности):

1) маркетинг;

2) финансы;

3) производство;

4)технология;

5) персонал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: