Финансового обеспечения

Ценные бумаги как источники

На любой вид бизнеса, независимо от рода занятия фирмы, масштабов и формы собственности, играет капитал; а разновидность капитала – это, в первую очередь, деньги. Но количество денег, которые находятся в обороте, должно соответствовать ВВП и чтобы процессы бизнеса развивались в качестве капитала, кроме денег появляются квазиденьги (заменители денег). Такими заменителями являются ценные бумаги.

Ценной называется бумага банковского производства, которая имеет либо денежное, либо имущественное покрытие.

Ценные бумаги бывают:

1) государственные (региональные, муниципальные);

2) ценные бумаги предприятий, организаций, фирм;

3) ценные бумаги физических лиц.

Наибольший интерес как ценные бумаги проявляют облигации и акции.

Облигация – ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком).

В соответствии с действующим законодательством держатель ценной бумаги (акции, облигации) – кредитор имеет право получить от эмитента – заемщика ее номинальную стоимость по истечении срока действия (или срока погашения), т.е. сумму, указанную на лицевой стороне и дохода в виде процента от номинальной стоимости.

Если облигация имеет денежное покрытие, то акция – имущественное. Акции выпускаются под стоимость имущества, которым располагает заемщик.

Акции и облигации имеют сходства и различия:

а) сходство: данные ценные бумаги – объекты торговли на рынках ценных бумаг, где кредитор и заемщик устанавливают взаимоотношения;

б) различия: покупая акцию инвестор/кредитор становится собственником компании эмитента, а купив облигацию фирмы заемщика, становится ее кредитором; кроме того, облигация имеет срок действия, после которого она гасится, а акции практически бессрочные и могут многократно покупаться и продаваться.

Преимущества облигаций перед акциями состоит в том, что при реализации имущественных прав владельца выплачиваются проценты по облигациям или затем дивиденды по акциям, если останутся деньги.

Облигации – главный инструмент вовлечения или мобилизации средств и зависят от активности заемщиков – эмитентов. Рынок облигации как ценной бумаги определил разнообразные их виды, способы возврата их средств и получения доходов от их обращения.

В зависимости от выплат эмитента по облигационному займу о блигации делятся:

· облигации, по которым производятся только выплаты процентов, а сам номинал не возвращается; эмитент указывает на возможность их выкупа, не связывая себя конкретным сроком (сюда относятся английские консоли, выпущенные еще в сер. 18 века) – бессрочные;

· облигации, по которым возвращается лишь капитал по номинальной стоимости без процентов – облигации с нулевым купоном (купон - процент);

· облигации, по которым процент не выплачивается до момента ее погашения, а при погашении облигации инвестор получает номинальную стоимость и совокупный процент – доход – американского сберегательного сертификата;

· облигации, которые дают право их владельцам на получение периодически выплачиваемого фиксированного дохода и номинальной стоимости в будущем при ее погашении (широко распространены во многих государствах и в РФ);

· конвертируемые облигации, которые дают право их владельцу обменять их либо на акции того же эмитента, либо на новые облигации с большим доходом.

Таким образом, на рынках ценных бумаг фигурируют облигации более 15-ти наименований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: