Законодательная основа развития и организации
Деятельности кредитных организаций.
Тема 18. Банковский аудит как форма контроля
1. Законодательная основа развития и организации банковского аудита в РФ;
2. Классификация банковского аудита;
3. Виды аудиторского заключения;
4. Состав аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций
В ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ дано понятие аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Банковский аудит в России является первым видом аудита, по которому были разработаны и приняты нормативные документы. Первоначально, органом, регулирующим аудиторскую деятельность в банковской системе являлся Центральный Банк России. В соответствии со ст.42. закона «О банках деятельности» аудит обязаны проводить кредитные организации, а также банковские группы и банковские холдинги. В вышеназванном законе от 2.12.1990 года предполагалось проведение проверки не отчетности банков, а деятельности, что не соответствовала принципам аудита в мировой практике.
В Статья 45. закона О банках и банковской деятельности в первоначальной редакции 1990 г были изложены следующие нормы об аудиторских проверках:
«Деятельность банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством РСФСР на осуществление таких проверок».
Исходя из этих требований Центральный Банк начал осуществление собственного контроля за аудиторской деятельностью в сфере банковского аудита. Официальная история возникновения банковского аудита связана с принятием Положения Об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР от 06.02.1991 Данное положение определяло следующие основные понятия:
1. Аудит в банковской системе РСФСР представляет собой независимый, нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.
2. Банковский аудит осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими предприятиями, организациями или физическими лицами - аудиторами, имеющими лицензию Центрального банка РСФСР на аудиторскую деятельность в банковской системе.
3. Основной целью банковского аудита является подтверждение достоверности отчетности коммерческих банков, представляемой в учреждения Центрального банка РСФСР, соответствия бухгалтерского учета требованиям нормативных документов, проверка соблюдения коммерческими банками банковского Законодательства РСФСР, анализ их финансово-хозяйственной деятельности, а также оказание консультационных услуг.
4. В соответствии со статьей 45 Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" деятельность коммерческих банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями.
5. Для осуществления своих функций аудиторские предприятия (организации) и аудиторы проводят ежегодные проверки деятельности коммерческих банков, а также выдают официальные аудиторские заключения по их результатам, прилагаемые к годовой отчетности коммерческих банков. Без аудиторских заключений годовые отчеты коммерческих банков не принимаются.
6. Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключаемым аудиторскими предприятиями (организациями) и аудиторами с коммерческими банками. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода.
7. Для методического руководства, координации и контроля за банковской деятельностью в Центральном банке РСФСР и его территориальных главных управлениях создаются советы по банковской аудиторской деятельности.»
Лицензирование банковского аудита Центральным Банком России и одновременно лицензирование и надзор банковского сектора не позволяло признать реализацию принципа независимости аудита. Возможность осуществлять надзорные функции за деятельностью коммерческих банков с помощью отчетов аудиторских организаций не позволяло аудиторским организациям в полном объеме представлять в банк полноценный отчет о результатах проверки, поскольку на основании результатов отчета к коммерческим банком применялись санкции пруденциального надзора.
В рамках действия вышеназванного положения для прохождения процедуры лицензирования было достаточно претенденту представить документы об образовании сотрудников банковской группы и сведения о стаже работы в банковских учреждениях, подтверждающих их уровень образования: высшее экономическое или среднее специальное. Для среднего специального образования требовалось 10 лет стажа банковской деятельности и 5 лет для сотрудников, имеющих высшее экономическое образование. Принимался стаж работы в аудиторской фирме в составе отдела (группы) по банковскому аудиту. Лицензию могли получить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы, работающие самостоятельно и имеющие статус индивидуального предпринимателя. Законодательные нормы, определяющие требования к лицензированию банковского аудита действовали до принятия 22.12.1993 Указа Президента № 2263 Об утверждении временных правил об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Была начата работа по лицензированию в соответствии с данным указом. В Центральном Банке России была сформирована Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия, которая осуществляла работу по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности в области банковского аудита. Лицензия выдавалась аудиторским организациям или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным с единственным видом деятельности - аудиторской деятельности. Обязательным условием являлось закрепление аудиторской деятельности в качестве исключительного вида деятельности в учредительных документах юридического лица и регистрационных документах индивидуального предпринимателя.
ЦАЛАК Центрального Банка России были определены Учебно-методические центры (УМЦ) которые проводили обучение и аттестацию претендентов на банковский аудит. Первым был Центр финансовой Академии при Правительстве РФ г. Москва. Была разработана программа квалификационных экзаменов, определена процедура их проведения. Лицензия выдавалась на направление аудиторской деятельности - банковский аудит.
Требования для получения лицензии к аудиторским организациям состояли в следующем:
- аудиторская организация должна была иметь 2 штатных сотрудников, имеющих квалификационный аттестат по банковскому аудиту, срок действия которых не истек;
- 51 % уставного капитала аудиторской организации должен принадлежать аттестованным аудиторам или аудиторским организациям
- аудиторская организация не имела права иметь форму открытого акционерного общества.
Для получения лицензии аудиторская организация представляла заявление и пакет документов в который входили обязательно нотариально заверенные копии квалификационных аттестатов по банковскому аудиту. Для получения лицензии следовало оплатить процедуру рассмотрения заявления и внести плату за каждый год пользования лицензией. Если принималось решение о выдачи лицензии, необходимо было заплатить за каждый год пользования лицензии около12500 тыс. в ценах до 1997 года. Максимально возможный срок действия лицензии составлял три года. ЦАЛАК имела право выдать лицензию на меньший срок, чем указывал претендент в своем заявлении. Для получения лицензии необходимо было иметь аттестованных аудиторов в области банковского аудита. Процедура аттестация лиц на право осуществления деятельности в области банковского аудита проводилась Учебно-методическими Центрами, имеющими разрешение ЦАЛАК Банка России. Квалификационные аттестаты выдавались на 3 года, по истечении трех лет следовала осуществить продление аттестата, путем прохождения процедуры переаттестации и сдачи квалификационного экзамена на продления аттестата. Такая процедура продления квалификационных аттестатов была только по направлению банковского аудита. Лица, продлевающие аттестат сдавали экзамен по сокращенной программе.
В 1998 году вышел закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с которым необходимо было изменить порядок лицензирования. Принять новые документы, не противоречащие Закону о лицензировании отдельных видов деятельности. Изменилась оплата, она существенно уменьшилась. Оплата за получение лицензии составляет 3 МРОТ за рассмотрение заявления, если принимается решение о выдаче лицензии 20 МРОТ (за получение лицензии).
После выхода закона о лицензировании процесс лицензирования банковского аудита был приостановлен. Поскольку в соответствии с вышеназванным законом необходимо было уполномоченному органу, которым являлся Центральный Банк России разработать новый порядок процедуры лицензирования. Поэтому банковский аудит осуществлялся только теми аудиторскими организациями, которые имели действующую лицензию на момент выхода закона о лицензировании. Только 04.10.2000 года Центральный Банк России выпустил указание № 846-У «Об особенностях лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающихся банковским аудитом»
После выхода закона «Об аудиторской деятельности» 07.08.2001 года № 119-ФЗ был определен единый орган лицензирования аудиторской деятельности без выделения отдельных направлений аудита и стала выдаваться Министерством Финансов Российской Федерации единая лицензия на осуществление всех видов аудита. Для наличия права проведения аудита в сфере банковского аудита необходимо иметь в штате аудиторской организации не менее 2-х штатных аттестованных аудиторов в области банковского аудита. В 2003 году в рамках реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Центральный Банк России выпустил письмо от 25.12.2003 N 181-Т "О методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности». В документе имеется раздел «Рекомендации по отбору аудиторской организации для проведения аудита финансовой отчетности кредитной организации, где указано следующее:
«При отборе аудиторской организации для проведения аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, кредитным организациям рекомендуется руководствоваться общепринятой международной практикой проведения аудита финансовой отчетности.
Общепринятая международная практика рекомендует организациям, проводящим аудит финансовой отчетности, иметь не менее четырех специалистов, обладающих дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций:
- руководитель является совладельцем аудиторской организации для того, чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности кредитных организаций от имени аудиторской организации, подписывать аудиторское заключение именем аудиторской организации в отношении финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, и нести соответствующую ответственность;
- заместитель руководителя является совладельцем аудиторской организации для того, чтобы нести соответствующую ответственность за принимаемые решения, осуществлять контроль за соблюдением независимости при проведении аудиторской проверки и международных стандартов аудита и подписывать аудиторское заключение от имени аудиторской организации в отношении финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, по поручению руководителя аудиторской организации;
- специалист, ответственный в аудиторской организации за управление рисками;
- специалист, ответственный в аудиторской организации за контроль качества выполнения аудиторской проверки и подготовки аудиторского заключения.
Кроме того, общепринятая международная практика проведения аудита рекомендует применять Международные стандарты аудита (N 220 "Контроль качества работы в аудите" - п. 6, Приложение В, Приложение С; N 200 "Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности" - пп. 4 и 5) и Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров-аудиторов».
Таким образом, в настоящее время аудиторские организации должны располагать сотрудниками, которые имеют дипломы международно-признанных организаций в области аудита. В настоящее время в России отсутствуют центры по официальной подготовке аудиторов в области банковского аудита по международным требованиям. Получить такое образование возможно только за рубежом. В то же время имеется начальный опыт получения сертификатов международно признанных бухгалтерских объединений, одним из которых является АССА – институт присяжных бухгалтеров Великобритании.
В настоящее время в России продолжается создание института аудиторства, в котором банковский аудит имеет свое направление. Для осуществления аудиторской деятельности в РФ разработаны Правила (стандарты) аудиторской деятельности которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 696, дополнены Постановлением № 405, 532 в 2004 и Постановлением № 228 от 16.04.2005, № 523 от 25.08.2006. На сегодняшний день отсутствуют адаптированные стандарты в области банковского аудита. Российские стандарты не соответствуют требованиям МСА, где есть раздел № 10, содержащий специализированные положения аудиторской практики при проведении аудита банков.
В течение работы банковского аудита под руководством Центрального Банка России был разработан ЦАЛАК Центрального Банка и принят стандарт № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита. Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год. В последствии данный стандарт был отменен, в связи с выходом Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
18.2. Классификация банковского аудита.
Классификация по закону об аудиторской деятельности:
В настоящее время банковский аудит проводится как обязательный и инициативный. С одной стороны под обязательным аудитом банков понимается аудит, проводимый на основании норм ст.7. закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет обязательный аудит.
Кроме этого банки осуществляют проведение аудита и не имеют права отказаться от его проведения.
Условия проведения обязательного аудита:
- при оставлении годового отчета
- при представлении документов на право получения лицензии на проведение операций на организованном рынке ценных бумаг
- при реорганизации банков;
- публикуемая, годовая, консолидированная отчетность, отчетность банковских холдингов, отчетность. Составленная по МСФО;
- при ликвидации банков (ликвидационный баланс)
- при подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг
-принудительный аудит по заданию правоохранительных органов
-инициативный аудит, проводимый по решению административного руководства или по одного из собственников, владеющего более чем 10% доли уставного капитала банка. Предметом инициативного аудита может быть любой участок финансовой деятельности банка.
Для осуществления обязательного аудита банк должен провести собрание акционеров. собственников) на котором должна быть утверждена аудиторская организация в качестве внешнего, независимого аудитора. При этом после договора на проведение обязательного аудита годовой отчетности, составленной по РСБУ или МСФО, коммерческий банк обязан в течение 7 дней направить извещение в территориальное отделение ЦБ России об Аудиторской организации, с которой подписан такой договор.
При проведении обязательного аудита адресуется аудиторское заключение собственнику (или в его лице исполнительному органу). В настоящее время продолжается работа по стандартизации аудиторской деятельности, но стандартов, посвященных непосредственно банковскому аудиту не выпущено.