Входные барьеры на рынок как причина образования монополий

Любой монополист может сохранить свое монопольное положение лишь тогда, когда вступление в эту отрасль для других производителей будет надежно заблокировано. Поэтому блокирование вступления в отрасль, установление соответствующих барьеров – обязательное условие для существования чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль касаются не только чистой монополии, но и олигополии или монополистической конкуренции, а потому заслуживают особого внимания.

(6) Эти барьеры могут принимать различные формы:

1. Масштабы производства. Чаще всего бывает тогда, когда размер рынка недостаточный. Например, две фирмы в небольшом районном городе, осуществляющие пассажирские автоперевозки на одном маршруте, могут совершать рейсы с наполовину заполненными автобусами и нести убытки, тогда как останется только одна фирма, ее автобусы будут заполнены полностью, и она будет получать экономическую прибыль.

Классическим случаем непрерывной экономии на масштабах считаются та­кие отрасли экономики как, например, трубопроводный транспорт или передача электроэнергии. Здесь наличие хотя бы двух конкурирующих фирм привело бы к столь высоким издержкам, что они не покрывались бы рыночной ценой. А може­те ли вы представить себе два альтернативных метрополитена в одном, даже очень большом городе?

Таким образом, приведенная ситуация является естественной монополией. Во многих странах к естественным монополиям относятся большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользо­вания», - коммуникации, линии электропередачи, нефте-и газопроводы, железно­дорожный транспорт, системы связи, водоснабжение и канализация.

б) более низкие издержки у фирм, уже находящихся в отрасли. Вновь входящая в отрасль фирма обычно испытывает трудности в ценовой конкуренции с
фирмами, которые уже имеют развитую сеть специализированных производств и
сбыта, так как, как правило, ее издержки неизбежно будут более высокими;

в) дифференциация продукта и приверженность потребителя к торговой марке. Если фирма производит эксклюзивный дифференцированный продукт и потребитель отождествляет данный продукт с торговой маркой фирмы (например,
престижные швейцарские часы), то другой фирме будет трудно проникнуть на
тот же рынок. Такой барьер может иметь место, даже если рынок достаточно велик, чтобы вместить двух и более производителей. Основной проблемой для
вновь входящей фирмы будут не издержки, а обеспечение приверженности потребителей новой марке;

г) контроль важнейших ресурсов. Если, например, фирма владеет источни­ком поставок какого-то важнейшего сырья для производства своего товара (до­пустим, редкоземельных металлов, необходимых для производства авиатехники),
то она будет стремиться не допустить конкурентов к этому источнику. Удержать
свое монопольное положение на рынке можно, захватив виды ресурсов, с помощью которых производится продукция монополиста. Это срабатывает тогда, ког­да ограниченность ресурсов абсолютна, и у них нет близкого заменителя (напри­мер, компания «Де Бирс», которая монополизировала алмазные рудники в Южной Африке и поэтому контролирует рынок алмазов).

д) контроль над сбытом. Так же как и в предыдущем случае, если фирма
контролирует всю сбытовую сеть своей продукции, то она может препятствовать
доступу на рынок готовых изделий продукции конкурента;

е) правовая защита: патенты, лицензии, тарифы. Монопольное положение
фирмы может быть защищено патентами, авторским правом, различными видами
лицензирования, тарифами и таможенными пошлинами, а также другими торговыми ограничениями, как средством защиты в отношении отечественных, так и
зарубежных конкурентов. Некоторые фирмы используют этот контроль для дос­тижения и закрепления монопольной власти (например, «Microsoft»).

ж) угроза поглощения. Монополист может представлять угрозу поглощения
для входящей в отрасль фирмы. Сама возможность существования такой угрозы
может препятствовать входу;

з) преимущества противодействия входу. Утвердившийся в отрасли монопо­лист в состоянии работать с убытками более длительное время, чем входящая в
отрасль с совершенной конкуренцией фирма.

и) недобросовестная конкуренция. Ограничить поступление новых фирм на рынок монополист может с помощью агрессивных действий. Некоторые фирмы-монополисты применяют методы борьбы с конкурентами, которые не только не соответствуют кодекса чести предпринимателя, но и в большинстве стран запре­щены законом. Это может быть давление на поставщиков сырья, профсоюзы, ба­нки, переманивание ведущего персонала, ценовая война с целью банкротства конкурента (демпинг) и т.д. Однако обнаружить нарушителя закона и применить к нему соответствующее наказание довольно сложно.

Следовательно, монополист в состоянии начать и выиграть ценовую войну,
тратить большие средства на рекламу, предлагать покупателям гораздо более
привлекательные условия послепродажного обслуживания, активно разрабаты­вать и внедрять новшества и т. п.

По сравнению с совершенной конкуренцией монополист, максимизирующий прибыль, заинтересован в том, чтобы произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар.

Несколько забегая вперед, все же следует сказать, что ущерб обществу от монополии составляют чистые издержки из-за того, что монополист не достигает эффективного объема выпуска. Кроме этого, монополист распределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

Таким образом, в условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов производства и повышения цен. Одновременно, монополизация всегда связана с масштабами производства, что приводит к снижению средних издержек в целом и к экономии ресурсов, другими словами - монополия является имманентным свойством рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: