Решающая разница между чистой конкуренцией и чистой монополией заключается в своеобразии кривой спроса: если для конкурентной фирмы она имеет абсолютно эластичный характер (прямая линия), то для чистого монополиста – нисходящий характер. Нисходящий характер кривой спроса означает, что производитель не сможет продать больше продукции без снижения цены на нее. Однако он вынужден одновременно снизить цену не только на дополнительную единицу продукции, но и на весь объем продаж. Если на конкурентном рынке предельный доход продавца формируется только за счет выигрыша от увеличения объема продаж, то для чистого монополиста этот выигрыш уменьшается на размер проигрыша от снижения цены на предыдущей объем проданной продукции. Поэтому предельная выручка всегда меньше цены товара: МR < Р.
Совокупные расходы монополиста формируются в целом так же, как и издержки конкурентной фирмы. Динамика совокупной выручки монополиста значительно отличается от динамики выручки конкурентной фирмы. Совокупная выручка монополии вычисляется по формуле: TR = Р(Q) * Q.
В отличие от совершенно конкурентного рынка монополия сама устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку с соответствующими параметрами на кривой отраслевого спроса. Поэтому цена на монополизированном рынке является нисходящей функцией от количества: Р = Р (Q). Какую из возможных цен установит монополист, зависит от его хозяйственной деятельности. При попытке захватить новый рынок или не допустить конкурентов, он может снижать цены, осуществляя демпинговую политику. Чаще целью деятельности монополии является максимизация стоимости фирмы или получения максимальной прибыли. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего и предельного дохода простой монополии/Если спрос эластичен, значения предельного дохода будет положительным, а общий доход будет расти. Снижение цены на этом участке приводит к росту общего дохода. Если спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля, а общий доход снижается. Снижение цены на этом участке приводит к падению общего дохода. Поэтому рациональный монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса. Если спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю, а общий доход достигает максимальной величины.
Монополист максимизирует свою прибыль, выпуская такое количество товара, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Что же касается цены, которую устанавливает монополист, то она определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, которая дает максимум прибыли (см. рис.).
Такая цена всегда выше предельных издержек, т. е. P > MC. Следовательно, условием максимизации прибыли является неравенство: P > МС = МR.
Таким образом, фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда MR будет равен МС. Дальнейший рост объема выпуска приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (см. рис.).
Как известно, в долгосрочном периоде совершенная конкуренция устраняет экономические прибыли и вынуждает фирмы производить при наименьших средних издержках длительного периода (LAC). В результате в длительном периоде цены тяготеют к понижению. Однако при монополии входные барьеры позволяют получать экономические прибыли и в долгосрочном периоде, т. к. у монополиста нет необходимости выпускать свою продукцию при наименьших LAC.
Таким образом, при всех прочих равных условиях, в монополизированной отрасли цены в долгосрочном периоде имеют тенденцию быть выше, а выпуск – ниже, чем при совершенной конкуренции, поскольку здесь имеют место:
- возможность более высоких издержек как результат отсутствия конкуренции. Для того чтобы выжить в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции фирма должна использовать наиболее эффективную из существующих технологий и своевременно внедрять новые технологии. В свою очередь защищенный входными барьерами монополист может получать не только нормальную, но и экономическую прибыль, даже в том случае если он не применяет наиболее эффективные технологии. Следствием этого является отсутствие у него стимулов к снижению издержек;
- неравное распределение дохода. Высокие прибыли монополии могут расцениваться как несправедливые, особенно с позиции фирм, сталкивающихся с сильной конкуренцией. Масштаб этой проблемы зависит от размера монополии и степени ее рыночной власти;
- недостаточные стимулы к внедрению новых образцов продукции. Отсутствие конкуренции не стимулирует монополиста к обновлению продукции, достаточно вспомнить печальное время всеобщего дефицита современной продукции, как потребительского, так промышленного назначения в СССР;
- политическое влияние. Монополии могут оказывать давление на власти и добиваться особого их расположения, закрепляющего монопольные позиции. Это особо актуально для стран СНГ, где крупные олигархические структуры еще до недавнего времени могли не только добиваться всяческих льгот для своих производств, но и прямо вмешиваться в процесс назначения своих ставленников на министерские должности.