Монопольный рынок в краткосрочном и долгосрочном периодах

Решающая разница между чистой конкуренцией и чистой монополией заключа­ется в своеобразии кривой спроса: если для конкурентной фирмы она име­ет абсолютно эла­стичный характер (прямая линия), то для чистого монополиста – нисходящий харак­тер. Нисходящий характер кривой спроса означает, что произ­водитель не сможет про­дать больше продукции без снижения цены на нее. Одна­ко он вынужден одновре­менно снизить цену не только на дополнительную еди­ницу продукции, но и на весь объем продаж. Если на конкурентном рынке пре­дельный доход продавца формируется только за счет выигрыша от увеличения объема продаж, то для чистого монополиста этот выигрыш уменьшается на раз­мер проигрыша от снижения цены на предыдущей объем проданной продукции. Поэтому предельная выручка всегда меньше цены то­вара: МR < Р.

Совокупные расходы монополиста формируются в целом так же, как и изде­ржки кон­курентной фирмы. Динамика совокупной выручки монополиста значи­тельно отлича­ется от динамики выручки конкурентной фирмы. Совокупная вы­ручка монопо­лии вычисляется по формуле: TR = Р(Q) * Q.

В отличие от совершенно конкурентного рынка монополия сама устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку с соответствую­щими параме­трами на кривой отраслевого спроса. Поэтому цена на монополи­зированном рынке является нисходящей фу­нкцией от количества: Р = Р (Q). Какую из возможных цен установит монополист, зависит от его хозяйственной деятельно­сти. При по­пытке захватить новый рынок или не допустить конкурентов, он может снижать цены, осуществляя демпинговую политику. Чаще целью деятельности монополии является максимизация стоимости фирмы или получения максимальной прибыли. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего и предель­ного до­хода простой монополии/Если спрос эластичен, значения предельного дохода будет положительным, а общий доход будет расти. Снижение цены на этом участке приводит к росту общего дохода. Если спрос неэластичен, предель­ный доход меньше нуля, а общий доход снижается. Снижение цены на этом учас­тке приводит к падению общего дохода. Поэтому рациональный монополист ста­рается избегать неэластичного участка кривой спроса. Если спрос единичной эластичности, предельный доход ра­вен нулю, а общий доход достигает максима­льной величины.

Монополист максимизирует свою прибыль, выпуская такое количество товара, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Что же каса­ется цены, которую устанавливает монополист, то она определяется высотой кри­вой спроса в точке выпуска, которая дает максимум прибыли (см. рис.).

Такая цена всегда выше предельных из­держек, т. е. P > MC. Следовательно, усло­вием максимизации прибыли является неравен­ство: P > МС = МR.

Таким образом, фирма-монополист бу­дет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда MR будет равен МС. Дальнейший рост объема выпуска приведет к превыше­нию дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произой­дет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной допол­нительной единицы блага.

Максимальную прибыль фирма-монополист извле­кает в том случае, когда объем выпуска таков, что предель­ный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (см. рис.).

Как известно, в долгосрочном периоде совершенная конкуренция устраняет экономи­ческие прибыли и вынуждает фирмы производить при наименьших средних издержках длительного периода (LAC). В результате в длительном периоде цены тяго­теют к понижению. Однако при монополии входные барьеры позволяют получать экономи­ческие прибыли и в долгосрочном периоде, т. к. у монополиста нет необходимо­сти выпускать свою продукцию при наименьших LAC.

Таким образом, при всех прочих равных условиях, в монополизированной от­расли цены в долгосрочном периоде имеют тенденцию быть выше, а выпуск – ниже, чем при совершенной конкуренции, поскольку здесь имеют место:

- возможность более высоких издержек как результат отсутствия конкуренции. Для того чтобы выжить в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкурен­ции фирма должна использовать наиболее эффективную из существующих технологий и своевременно внедрять новые технологии. В свою очередь защищенный входными барьерами монополист может получать не только нормальную, но и экономическую прибыль, даже в том случае если он не применяет наиболее эффективные технологии. Следствием этого является отсутствие у него стимулов к снижению издержек;

- неравное распределение дохода. Высокие прибыли монополии могут расцени­ваться как несправедливые, особенно с позиции фирм, сталкивающихся с сильной конку­ренцией. Масштаб этой проблемы зависит от размера монополии и степени ее рыночной власти;

- недостаточные стимулы к внедрению новых образцов продукции. Отсутствие конку­ренции не стимулирует монополиста к обновлению продукции, достаточно вспом­нить печальное время всеобщего дефицита современной продукции, как потребитель­ского, так промышленного назначения в СССР;

- политическое влияние. Монополии могут оказывать давление на власти и доби­ваться особого их расположения, закрепляющего монопольные позиции. Это особо акту­ально для стран СНГ, где крупные олигархические структуры еще до недавнего времени могли не только добиваться всяческих льгот для своих производств, но и прямо вмешиваться в процесс назначения своих ставленников на министерские должно­сти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: