Сущность и виды монополий

Монополия – это такой тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противопо­ложность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагаю­щих для продажи стандартизированные товары.

Монополия предполагает наличие в отрасли единственной фирмы. Однако здесь эко­номисты сталкиваются с проблемой определения границ отрасли, которые во мно­гом устанавливаются достаточно условно. Так, например, метрополитен имеет монопо­лию на пассажирские перевозки этим видом транспорта, но отнюдь не является мо­нополистом на рынке пассажирских перевозок в целом. Достаточно вспомнить, что помимо метро существуют троллейбусы, автобусы, трамваи. Или, например, государствен­ное предприятие « Укрпочта » является монополистом на отправку писем и телеграмм, но его монополия на рынке связи все более и более подрывается по мере развития альтернативных средств коммуникации (электронная почта, SMS – сообще­ния при помощи сотовой связи и т. д.).

Однако, несмотря на всю условность понятия «отрасль», сохранение определе­ния монополии как единственной фирмы в отрасли предполагает, что кривая спроса на про­дукцию монополии является одновременно и кривой спроса на продукцию всей от­расли. При этом, если сравнивать данную кривую спроса с кривой спроса на продук­цию фирм в других рыночных структурах, можно утверждать, что она значительно ме­нее эластична при каждом данном уровне цены.

Так, если продукция монополиста не имеет сколько-нибудь близких заменителей, то монополист может поднять цену на продук­цию, а потребители будут вынуждены либо платить за нее эту более высокую цену, либо вовсе отказаться от ее потребления. В то же время эластичность кривой спроса (как и степень монопольной власти) бу­дет зависеть от наличия и близости заменителей. Так, например, спрос на услуги желез­нодорожного транспорта в Украине значительно менее эластичен, чем в разви­тых странах, где имеется развитая сеть автомобильных дорог, связывающая все населен­ные пункты, а также хорошо налаженное авиасообщение.

Монополия – это такой тип структуры рынка, в котором существует только один про­давец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Обычно различают несколько видов монополии:

закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой и институтом авторских прав;

естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. К этому следует добавить, что с естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами;

открытая монополия – вид монополии, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако, не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией;

Приведенное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополии.

чистая монополия рыночная ситуация, при которой существует единственный продавец товара, причем этому товара нет близкого заменителя в других отраслях. В настоящее время, как было показано выше, чистые монополии – достаточно редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Как правило, чистые монополии существуют при покровительстве государства. При этом они характерны чаще местным рынкам, нежели общенациональным. В целом можно утверждать, что понятие чистой монополии является абстракцией, т. к. имеется немного товаров, у которых нет заменителей.

Рынок чистой монополии имеет следующиехарактеристики:

1. На рынке одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двухсторонней монополией;

2. Отсутствие товаров-заменителей – практически нет такихтоваров, которые нельзя было бы заменить на что-то другое. Однако относительно товара монополиста справедливым будет предположение, что у потребителя существует лишь два возможных варианта поведения: либо вообще отказаться от потребления этого товара, либо приобрести его у монополиста.

3. Фирма-монополист сама устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную рыночную реальность. Если конкурентную фирму мы назвали такой, которая соглашается с ценой, то монополист – это тот, кто диктует цену. Чтобы понять механизм диктата монополиста,, надо вспомнить, как вообще формируется рыночная цена. Цена равновесия является результатом взаимодействия спроса и предложения. Поскольку для монополиста спрос совпадает с рыночным, и его можно рассматривать как заданный, то установить равновесную цену он может, маневрируя предложением: увеличение предложения снижает цену и, наоборот, уменьшение предложения приводит к росту цен. То есть монополист, изменяя объем предложения, может изменять цену товара.

4. Вступление в отрасль других производителей заблокирован, т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. (Более подробно о входных барьерах см. ниже);

5. Совершенная информированность фирмы-монополиста.

Таким образом, экономический смысл монопольной власти заключается в том, что у фирмы-монополиста существует возможность устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Обладание монопольной властью – это, прежде всего, свобода установления цены на свой товар.

Монополизация рынка может достигаться:

1. Ростом фирмы за счет капитализации прибыли, банкротством конкурентов, их поглощением до достижения фирмой полного господства в отрасли.

2. Объединением капиталов на добровольных началах и превращением такого объединения в господствующего производителя.

Формы монополистических объединений следующие:

- картель, как достижение соглашения о разделе рынков сбыта, цен и квот производства при сохранении каждым участником производственной и коммерческой самостоятельности;

- синдикат, как создание участниками, которые сохраняют производственную самостоятельность, специального совместного подразделения, осуществляющего снабженческо-сбытовые операции для всех членов объединения;

- трест, в котором объединяются самостоятельные предприятия одной отрасли, теряя при этом и коммерческую, и производственную самостоятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: