Антимонопольное регулирование

Для нейтрализации негативных эффектов, вызванных функционированием монополий, государство вынуждено проводить антимонопольную политику, на­правленную на недопущение деловой практики, подрыв эффективности кон­куренции и злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Цель антимонопольного регулирования заключается в ограничении рыночной власти (увеличении объемов выпуска и снижении цен) и поддержка конкуренции. Методы антимонопольного регулирования: законодательные и экономические.

Направления антимонопольного регулирования:

- Запрет горизонтальных соглашений (особенно договоренностей относительно
цен);

- Запрет вертикальных соглашений (особенно запрет ограничений выхода на
рынок).

В Украине антимонопольное регулирование осуществляется Государственным Антимонопольным Комитетом, который регулирует деятельность естест­венных монополий, а относительно монополий, не имеющих естественного хара­ктера, - применяет антимонопольное законодательство. Согласно Закону Украи­ны 1992 г. «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной дея­тельности» монопольным считается такое положение, при котором фирма конт­ролирует более 35% рынка определенного блага (иногда даже меньше). Антимонопольное регулирование в Украине осуществляется по следующим на­правлениям:

- Регулирование деятельности доминирующих фирм. Проявляется в виде запрета
действий, направленных на поддержку дефицита; навязывания условий, не име­ющих отношения к предмету соглашения; включения в договоренность дискри­минационных условий, создание барьеров для доступа на рынок; нарушение
установленного порядка ценообразования; немотивированное прекращение прои­зводства и выполнение договоренностей;

- Контроль над вертикальными и горизонтальными договоренностями. Про­является в виде запрета договоренностей по разделу рынков (ассортиментный,
территориальный и т.п.); создание отраслевых барьеров; согласованности дейст­вий по контролю над ценами; согласованности действий по ограничению пред­ложения;

- Регулирование естественных монополий. Представим себе сеть газопроводов, электропередающих устройств или железных дорог. Сооружение таких сетей требует огромных первоначальных затрат. В краткосрочном периоде такие затраты являются постоянными затратами. По мере расширения выпуска, как известно, такие затраты в расчете на единицу продукции снижаются.

В долгосрочном периоде могут быть созданы новые, дополнительные сети. Издержки на их создание становятся переменными. Обычно средние издержки в длительном периоде также снижаются.

Например, опора линии электропередач рассчитана нести 20 высоковольтных проводов. Если прежде она несла фактически 10 проводов, а потом их количество выросло до 20, то это не означает, что при увеличении пропускной способности вдвое, издержки на передачу каждых 100 киловатт также увеличиваются вдвое. Понятно, что теперь не нужно тратиться на установку новых опор, прокладывание просек и т. п. Как правило, у сетевых монополий наблюдается непрерывная экономия от масштаба. Основная проблема, с которой сталкивается государство, пытаясь контролировать цены естественных монополий. Это так называемая «дилемма регулирования».

На практике это проявляется в установлении для них цен продажи, в соответствии с которыми, по мнению общества, будет обеспечиваться эффективное использование ресурсов или справедливое распределение прибыли. Цена, которая обеспечивает эффективное использование ресурсов (общественно-оптимальная цена), устанавливается на уровне Р = МС. Обычно цена такого уровня оказывается настолько низкой, что в краткосрочном периоде вызывает у монополии убытки, а в долгосрочном периоде может привести даже к ее банкротству. Попытки государства обеспечить естественной монополии получение хотя бы нормальной прибыли проявляется в установлении для нее «по­толка цен». Возникновение так называемой «дилеммы регулирования» (выбор между общес­твенно справедливой, но убыточной для монополии цене, и ценой, гарантирую­щей ей хотя бы получение нормальной прибыли) решается установлением цены, которая должна быть несколько выше такой цены, чтобы фирма-монополист могла возме­стить свои средние издержки и осталась в отрасли. С данной дилеммой общество и правительство постоянно сталкиваются, когда вновь заходит речь о повышении тарифов на энергоснабжение населения и обеспечение его водопроводной водой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: