Характеристика доходов бюджетов разных уровней

Доходы бюджетаденежные средства, поступающие в безвоз­мездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация системы доходов бюджета базируется на следу­ющих определенных принципах.

1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспе­чивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. На практике он реализуется путем законодательного зак­репления за каждым органом соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Прин­цип достаточности в конечном итоге достигается двумя метода­ми: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируе­мыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные ак­ты, определяющие формирование бюджетных доходов (налого­вое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирую­щие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны ус­танавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабиль­ность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

3. В условиях развития бюджетного федерализма особую ак­туальность приобретает принцип относительной автономности до­ ходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установ­ленном на длительный срок разграничении полномочий в облас­ти доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закреплен­ными за бюджетом конкретного уровня расходами должны зак­репляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4. Принцип оптимального сочетания поступлении налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. В част­ности, преодоление кризисных явлений согласно Дж. Кейнсу мо­жет быть достигнуто посредством стимулирования потребления через увеличение государственных расходов. Возрастающие зат­раты при этом в основном покрываются за счет налоговых дохо­дов или же за счет государственных (внешних и внутренних) за­имствований. Реализация данного принципа состоит в установ­лении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесооб­разно в конкретной экономической ситуации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления. С точки зрения функционального назначения в отдельную группу доходов бюджета отнесены доходы целевых бюджетных фондов, формируемых в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального, регионального и местного подчинения. Вместе с тем необходимо отметить, что последние учитываются обособлен­но, их формирование и использование осуществляются в особом порядке.

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ, федераль­ные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений.

Неналоговые доходы, на которые приходится около 10% кон­солидированного бюджета РФ, по сравнению с налоговыми име­ют ряд отличий:

· механизм их установления исчисления и взимания опреде­ляется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным ко­дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушени­ях и др.;

· они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на при­нудительной и добровольной основе;

· основные их виды не предполагают установления конкрет­ных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;

· большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами.­

Основными видами неналоговых доходов являются:

· доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности (полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в до­ верительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акци­ям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных и му­ниципальных унитарных предприятий и т.п.);

· доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федера­ции, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные сум­мы принудительного изъятия;

· прочие неналоговые доходы.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ безвозмездные перечисления включают: поступления в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий; поступления денежных средств по взаимным расчетам; субвенции из федерального фонда компенсаций и/или из региональных фондов компенсаций; безвозмездно полученные средства от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств и др.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке. Доходы целевых бюджетных фондов определяются еже­годно федеральными законами о федеральном бюджете на соот­ветствующий год, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на соот­ветствующий год.

Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классифика­ция бюджетных доходов, т.е. их группировка по выбранному признаку (критерию).

По методу взимания все доходы бюджета делятся на налого­вые и неналоговые (подробная характеристика приведена выше).

В зависимости от порядка распределения доходов между уровня­ми бюджетной системы они подразделяются на собственные и регулирующие.

В зависимости от государственного устройства страны раз­личают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюдже­тов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федера­тивном государстве). Данная классификация важна при иссле­довании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции бюджетных расходов.

По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преиму­щественно социально-экономическое значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от юри­дических или физических лиц) поступили доходы. В то же время анализ соотношения таких видов доходов дает необходимую ин­формацию при выработке направлений социально-экономичес­кой политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения, уровень правовой культуры в обще­стве. Так, в развитых демократических государствах, как правило, население в большей степени реализует свою публично-право­вую функцию поддержки государства путем непосредственной уплаты в бюджет налогов. В развивающихся странах основная масса налогов с населения взимается опосредованно, через кос­венные налоги.

По юридическому основанию взимания доходов в бюджет разли­чают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее боль­шинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

По праву собственности государства на аккумулируемые в бюд­жет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования. Как отмечалось выше, относить привлеченные на временной основе в бюджет средства к доходам бюд­жета можно лишь условно.

Из всех приведенных выше классификаций наибольшее зна­чение имеют первые две: по методам взимания и по порядку распределения доходов по уровням бюджетной системы, так как именно они наиболее отчетливо показывают тенденции развития доходов бюджета, дают необходимую информацию для определе­ния резервов их роста и направлений совершенствования.

Важнейшей задачей в области доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение по уровням бюджетной системы пу­тем разграничения между федеральным, региональным и мест­ным уровнями. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов бюджет каждого уровня должен иметь законодательно установленные собственные источники доходов и закрепленные за ним регулирующие доходы. При этом Бюд­жетный кодекс РФ определяет, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюд­жетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% суммы до­ходов консолидированного бюджета РФ. Однако на практике данная норма не выполняется.

Доходы бюджета должны обеспечи­вать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительными для субъектов экономики и не препятство­вать повышению их конкурентоспособности росту деловой ак­тивности, способствовать формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: