Маржинальная прибыль
| Предполагаемая продажная цена | ||||
| Переменные издержки на одно изделие, долл. | ||||
| Маржинальная прибыль на одно изделие, долл. | ||||
| Объем продаж, ед. | ||||
| Суммарная маржинальная прибыль, тыс. долл. |
5-й этап. На данном этапе фирма оценивает конкурентоспособность своей продукции. В качестве товаров-конкурентов фирма выбирает две аналогичные копировальные машины двух фирм (можно и больше, если они есть на рынке). Сравнение товаров проводится по наиболее важным параметрам машин. Выбор таких параметров осуществляется экспертным путем.
Методика оценки конкурентоспособности продукции в данном примере сводится к следующему. Выбранные параметры копировальных машин сравниваются аналогичными параметрами «воображаемой, идеальной» копировальной машины, соответствующей всем требованиям покупателя (табл. 3). Каждому параметру «идеальной» машины присваивается индекс 100, каждый параметр сравниваемых машин получает в случае соответствия требованиям покупателей индекс 100, в случае несоответствия – определенную часть от 100.
Таблица 3 Параметры копировальной машины «М 700» и их оценки по сравнению с «идеальной» машиной
| Параметры | Параметры «М 700» | Оценка параметров | Параметры «идеальной» машины (оценка каждого параметра =100) |
| Скорость копирования | 20 коп./мин | 30 коп./мин | |
| Надежность | 1,3 отказа/мес | 1 отказ в мес. или меньше | |
| Размеры | 2252 куб. дюйма | 1800 куб. дюйма | |
| Качество копий | 4% копий имеют дефекты в виде точек или полосок | 2% копий или меньше имеют дефекты в виде точек или полосок | |
| Легкость эксплуатации | Для эксплуатации машины необходимо обучение в течение 0,5 ч | Машину можно эксплуатировать после кратковременного обучения | |
| Количество форматов, экземпляров копий и уровень автоматизации при их изготовлении | 2 уменьшительных формата копий. Максимальное кол-во копий, изготовляемых автоматически, равно 50. Копирование на двух сторонах листа с применением ручных операций. Среднеарифметическая оценка «М-700» по сравнению с «идеальной» машиной. | 76,67 | Два уменьшенных формата копий. Максимальное количество копий, изготовляемых автоматически, равно 100 |
Как видно из табл.3, копировальная машина «М 700» ни по одному параметру не достигает уровня «идеальной» машины, хотя и довольно близка к ней по параметрам «качество копий» и «легкость эксплуатации».
Далее на основе оценок экспертов анализируемым параметрам копировальных машин присваивают весовые индексы, характеризующие степень важности рассматриваемых параметров для потребителей (табл. 4).
Таблица 4
| Параметры | Весомость каждого параметра для потребителей, % |
| Надежность | |
| Качество копий | |
| Количество форматов, экземпляров копий и уровень автоматизации при их изготовлении | |
| Легкость эксплуатации | |
| Скорость копирования | |
| Размеры | |
| Итого |
После этого определяется средневзвешенный показатель качественного уровня машины «М 700» по сравнению с «идеальной» машиной (табл.5).
Таблица 5
Средневзвешенная параметрическая оценка машин «М 700»
| Параметры | Весовой индекс, % | Параметрический индекс | Взвешенный параметрический индекс |
| Надежность | 25,5 | ||
| Качество копий | 27,0 | ||
| Кол-во форматов, экземпляров копий и уровень автоматизации при их изготовлении | 14,0 | ||
| Легкость эксплуатации | 9,0 | ||
| Скорость копирования | 3,25 | ||
| Размеры | 3,0 | ||
| Итого | 76,67 (среднеарифметический) параметрический индекс | 81,75 (средневзвешенный параметрический индекс) |
Как видим (табл. 5), среднеарифметическая оценка (не учитывающая весомость параметров) машины «М 700» равна 76,67. Однако, поскольку наиболее важными параметрами для покупателей являются «надежность» и «качество копий», большая их весомость компенсирует недостатки модели по менее важным параметрам, таким, как «размеры» и «скорость копирования». Средневзвешенный параметрический индекс машины «М 700» равен 81,75.
Далее машина «М 700» сравнивается с машинами-конкурентами, для чего параметры машин-конкурентов сравниваются сначала с параметрами «идеальной» машины. В нашем примере имеется два товара-конкурента. По результатам сравнения подсчитываются по каждой модели параметрический индекс и средневзвешенный параметрический индекс, а затем определяются соотношения средневзвешенных индексов товаров-конкурентов и «М 700» (табл. 6).
Таблица 6






