Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт безалкогольных напитков, например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных. (Можете вы назвать разницу между «Кокой» и «Пепси»?Между «Кокой» и «Ройял Краун Кола»?) А каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои привычки. Вы можете предпочитать кофе «Максвелл Хаус» другим сортам и регулярно покупать его. Однако приверженность тому или иному сорту обычно имеет свои пределы. Если цена «Максвелл Хаус» значительно возрастет по сравнению с другими сортами, вы и большинство других любителей «Максвелл Хаус»,вероятно, перейдете на другой сорт.
Какой монопольной властью обладает «Дженерал Фудз»,производитель «Максвелл Хаус», благодаря этому сорту? Другими словами,насколько эластичен спрос на «Максвелл Хаус»? Для «Дженерал Фудз» это важный вопрос. Компания «Дженерал Фудз» должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «Максвелл Хаус», чтобы установить его оптимальную цену, так же как и другие производители кофе должны определить эластичность спроса на свои сорта.
|
|
Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков и молотого кофе эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.
Во-первых, отметим, что среди безалкогольных напитков«Ройял Краун» по цене значительно менее эластичен, чем «Кока». Хотя на рынке безалкогольных напитков он занимает небольшую долю, по вкусу он заметно отличается от «Кока», «Пепси» и других сортов, и поэтому потребители, покупающие «Ройял Краун», более привержены ему. Но хотя «Ройял Краун» обладает большей, чем «Кока», монопольной властью, это еще не означает, что первый более прибылен. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. Даже если его средние издержки меньше, «Кока» принесет больше прибыли, так как имеет большую долю на рынке.
Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем спрос на безалкогольные напитки. Среди потребителей кофе меньше приверженцев той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками безалкогольных напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Хиллз Бразерс» и «Максвелл Хаус».
За исключением «Ройял Краун», спрос на все сорта безалкогольных напитков и кофе очень эластичен по цене. При эластичности от — 5до — 9 каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Это типичная монополистическая конкуренция.