Монополистическая конкуренция на рынках безалкогольных напитков и кофе

Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт безалкогольных напитков, например, по вку­су чуть-чуть отличается от остальных. (Можете вы назвать разницу между «Кокой» и «Пепси»?Между «Кокой» и «Ройял Краун Кола»?) А каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату и содержанию ко­феина. Большинство потребителей имеют свои привычки. Вы можете предпочитать кофе «Максвелл Хаус» другим сортам и регулярно покупать его. Однако приверженность тому или иному сорту обычно имеет свои пределы. Если цена «Максвелл Хаус» значительно возрастет по сравне­нию с другими сортами, вы и большинство других люби­телей «Максвелл Хаус»,вероятно, перейдете на другой сорт.

Какой монопольной властью обладает «Дженерал Фудз»,производитель «Максвелл Хаус», благодаря этому сорту? Другими словами,насколько эластичен спрос на «Максвелл Хаус»? Для «Дженерал Фудз» это важный вопрос. Компания «Дженерал Фудз» должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «Максвелл Хаус», чтобы установить его оптимальную цену, так же как и другие производители кофе должны определить эластич­ность спроса на свои сорта.

Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. Резуль­таты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков и молотого кофе эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.

Во-первых, отметим, что среди безалкогольных напит­ков«Ройял Краун» по цене значительно менее эластичен, чем «Кока». Хотя на рынке безалкогольных напитков он занимает небольшую долю, по вкусу он заметно отличает­ся от «Кока», «Пепси» и других сортов, и поэтому потре­бители, покупающие «Ройял Краун», более привержены ему. Но хотя «Ройял Краун» обладает большей, чем «Ко­ка», монопольной властью, это еще не означает, что пер­вый более прибылен. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. Даже если его средние издержки меньше, «Кока» принесет больше при­были, так как имеет большую долю на рынке.

Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более элас­тичен по цене, чем спрос на безалкогольные напитки. Среди потребителей кофе меньше приверженцев той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравне­нию с различными марками безалкогольных напитков пот­ребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Хиллз Бразерс» и «Максвелл Хаус».

За исключением «Ройял Краун», спрос на все сорта безалкогольных напитков и кофе очень эластичен по цене. При эластичности от — 5до — 9 каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Это типичная монополистическая конкуренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: