Порядок приемки товара в аптечной организации

1. Материально-производственные запасы: понятие, классификация

Хозяйственные средства аптечной организации представлены не только внеоборотными активами, но и оборотными средствами. В отличие от внеоборотных активов оборотные средства используются в процессе производства или продажи однократно. Частью оборотных средств являются материально-производственные запасы (МПЗ).

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденном Приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н, в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

С точки зрения учетных единиц МПЗ включают группы: материалы, готовая продукция (у предприятий-производителей), товары (у торговых предприятий).

Материалы - предметы, срок полезного использования которых менее 1 года, которые относятся к предметам труда и необходимы для производства продукции, работ, услуг, для хозяйственных нужд организации.

Материалы являются оборотными активами, потребляются в процессе производства, переносят свою стоимость на готовую продукцию.

Группа Характеристика
Сырье и основные материалы Образуют вещественную основу готовой продукции. Сырье – ранее не обрабатываемый продукт добывающей промышленности и сельского хозяйства (например, лекарственное растительное сырье). Основные материалы - продукция обрабатывающей промышленности
Вспомогательные материалы Используются для воздействия на сырье и основные материалы для придания продукции определенных потребительских свойств (укупорочные материалы, этикетки)
Тара Вспомогательный материал, предназначенный для транспортировки и хранения материалов и готовой продукции
Топливо По целям использования: энергетическое, технологическое, для хозяйственных нужд (бензин для эксплуатации служебных автомашин)
Запасные части Целевое назначение - поддержание механизмов в рабочем состоянии, осуществление ремонтов
Строительные материалы Целевое назначение - строительство, ремонт зданий и сооружений
Хозяйственный инвентарь и принадлежности Средства труда, которые не могут относиться к основным средствам: канцелярские принадлежности и расходные материалы и т.д.

Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи. Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

В соответствии с порядком использования МПЗ подразделяются на:

- используемые в производстве – сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, строительные материалы и т.п.;

- предназначенные для продажи – готовая продукция и товары;

- используемые как средства труда – инвентарь и хозяйственные принадлежности;

- которые после монтажа будут использованы в составе основных средств.

Единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования единицей МПЗ может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

- затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;

- затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению.

Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешаетсяпроизводитьоценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

При отпуске МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из утвержденной учетной политики.

Одной из важнейших составных частей торгово-финансовой деятельности аптечной организации является приемка поступивших товаров по количеству и качеству.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят:

- от места приемки;

- характера приемки (по количеству, качеству, комплектности);

- степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.

Приемка товаров аптеками в зависимости от условий, отдаленности аптеки от баз снабжения, наличия транспорта и способа доставки может производиться:

а) на аптечном складе (поставщика) – заведующим аптекой или представителем аптеки;

б) в аптеке, когда товары доставлены транспортом аптечного склада;

в) на железнодорожной станции, в аэропорту или водной пристани, когда товары доставлены транспортной организацией.

Приемка товаров осуществляется в соответствии с действующими инструкциями и положениями о поставках:

- по количеству мест и массе брутто

- по количеству товарных единиц (массе нетто) и качеству товаров и комплектности изделий.

Принимая товар, сотрудники аптечной организации должны убедиться в соответствии его характеристик (наименования, количества, цены и др.) данным транспортных и сопроводительных документов. Транспортными документами являются транспортная железнодорожная накладная, товарно-транспортная накладная и другие, в зависимости от вида транспорта, которым доставляется груз, к сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет, счет-фактура, а также некоторые другие документы, перечень которых зависит как от особенностей поступившего товара, так и от способа его доставки.

Товарно-транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом. Она выписывается поставщиком в четырех оригинальных копиях и состоит из двух разделов – товарного и транспортного.

Товарная накладная применяется для оформления продажи товаров. Она составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у поставщика. Второй экземпляр служит основанием для оприходования товаров получателем.

Счет является для предприятия розничной торговли документом, на основании которого производится оплата поставленного товара. Он выдается поставщиком и удостоверяет поставку товара и его стоимость.

Счет-фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгружаемых товаров велик. Этот документ содержит подробное описание и цену товара, номер транспортного документа, сумму счета и иные реквизиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: