Примерный список вопросов к экзамену

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

1. С какими явлениями в социальной жизни и в искусстве связано появление модернизма?

2. Когда и кем были впервые заявлены принципы нового искусства?

3. Какие положения философского учения Ф. Ницше определили эстетические искания русского декаданса?

4. В чем сущность трагедии декадентов?

5. Чем вызвана и как проявилась апология зла в поэзии декаданса?

6. Каков характер лирического героя поэзии декаданса?

7. Как в поэзии декаданса отразились поиски веры?

8. Какие образы становятся для декадентов символами эпохи?

9. Какую роль сыграл декаданс в становлении и развитии поэтического сознания художников «серебряного века»?

10. Каковы принципиальные отличия между декадансом и символизмом?

11. Как рассматривает символизм цели искусства и миссию художника?

12. Как воплощается в символизме учение Вл. Соловьева о теургическом искусстве?

13. Каково понимание символа в новом искусстве?

14. Почему символисты обращаются к религии?

15. В чем заключается дуализм жизнечувствования Блока? Как проявляется он на уровне поэтики?

16. В чем видел Блок «вечное и трагическое» противоречие искусства? Какой представлялась ему сущность истинного творчества? Какой он видел судьбу поэта?

17. В чем сущность трагедии Блока-поэта и Блока-человека?

18. Какие символы и архетипы лирики Блока восходят к фольклору и мифологии?

19. Какими чувствами и настроениями пронизаны стихи Блока 1903-1904 гг.? Почему и когда возникает в лирике Блока образ города? В чем сущность образа «страшного мира»?

20. Какие образы-символы определяют содержание образа России в лирике Блока 1905 года?

21. Почему в стихах 1906 года Блок осмеивает свои прежние святыни и истины? Как это проявляется в образной системе стихотворений?

22. Какое влияние и почему оказало на современников стихотворение «Незнакомка»?

23. Какова сущность символики и проблематики цикла «На поле Куликовом»?

24. Как воплощаются в лирике Блока мотивы вины и ответственности?

25. Какие оттенки появились в образе России в стихах Блока 1908-1909 гг.? Как изменилась их образная система?

26. Почему мотив равнодушия к жизни появляется в поэзии Блока 1912-1916 гг.?

27. Каковы основные мотивы и образы цикла «Ямбы»?

28. С чем связан кризис символизма?

29. Почему статью М. Кузмина «О прекрасной ясности» можно назвать предакмеистической декларацией? Какие положения этой статьи особенно близки акмеистам?

30. Почему акмеисты противопоставили себя символизму?

31. Почему акмеисты навали свое объединение «Цех поэтов»?

32. Каково значение термина «акмэ»? Как оно связано с эстетикой, философией и этикой акмеистов?

33. Какие принципы акмеизма формулирует Н. Гумилев?

34. Каково содержание концепции мира и человека в акмеизме?

35. Почему позицию акмеистов называют антиутопической?

36. Чем было для акмеистов слово? Как их концепция слова соотносится с христианской?

37. Какие эстетические принципы акмеизма воплотились в «архитектурных стихах» О. Мандельштама?

38. Каков лирический герой поэзии Гумилева?

39. Какое место занимают в лирике Гумилева образы Бога, Христа, Богоматери?

40. Каковы представления Гумилева о сущности и предназначении поэзии? Как он относился к Слову?

41. Каковы основные черты лирики Ахматовой?

42. Охарактеризуйте художественные функции детали в лирике Ахматовой.

43. Как строятся в поэзии Цветаевой пространственно-временные координаты самопознания и самоопределения?

44. Как формулирует Цветаева сущность своего лирического «Я»? Почему?

45. Каковы лики лирической героини Цветаевой?

46. Какие убеждения становятся основой эстетической платформы футуристов?

47. Каковы представления футуристов о назначении искусства и как они связаны с их художественной практикой?

48. Почему эпатаж становится непременным атрибутом художественной практики футуристов?

49. Каково отношение футуристов к слову?

50. В чем сущность пафоса формотворчества в футуризме?

51. В чем сущность футуристического антиэстетизма?

52. В чем видит Бердяев жизненные истоки футуристических настроений?

53. Как Маяковский определяет новаторские черты футуризма?

1. Общая характеристика духовного климата эпохи, получившей название "серебряный век" (единство и противоречия литературного процесса, присущего ей).

2. Типы героев, конфликт ранних прозаических произведений М. Горького.

3. Характеристика основных философских и художественных идей, из круга которых вырастает символизм как мировоззрение и школа.

4. Роман "Мать" Горького в контексте прочтения современников автора и сегодняшних читателей. Причины его "канонизации" в советской литературе.

5. Проблема художественного образа в теории и практике символизма.

6. Тема "бездорожья" русской интеллигенции в творчестве В. Вересаева.

7. Проблема художественного образа в теории и практике акмеизма.

8. Значение нравственного конфликта в осмыслении армейского и общественного уклада дореволюционной России в творчестве А. Куприна.

9. Характеристика идей и художественной практики русских футуристов.

10. Концепция человека в раннем творчестве М. Горького.

11. Пути современного искусства в понимании "старших" и "младших" символистов.

12. Социально-нравственная проблематика повести Л. Андреева "Жизнь Василия Фивейского".

13. Поэтическое становление В. Брюсова (теоретические изыскания и широта практики).

14. Проблема национального самосознания в повестях о деревне И. Бунина.

15. Единство пути лирического героя в трилогии "вочеловеченья" А. Блока.

16. Общественная позиция "Сатирикона". Характеристика художественных тенденций в творчестве Н. Тэффи, Саши Черного, А. Аверченко (на выбор).

17. Общая характеристика творчества Ф. Сологуба. Уровни прочтения романа "Мелкий бес".

18. Художественное своеобразие первой книги трилогии А. Блока.

19. Развитие демократических традиций литературы 19 века в творчестве Горького, Вересаева, Сергеева-Ценского, Гарина-Михайловского (на выбор).

20. Общая характеристика дореволюционного творчества Бальмонта-поэта.

21. Художественное своеобразие второй книги стихов стихотворной трилогии А. Блока.

22. Общая характеристика доэмигрантского творчества И. Бунина.

23. Жанровое своеобразие ранних поэм В. Маяковского.

24. Проблематика, стилистическое своеобразие романа А. Белого "Петербург".

25. Общая характеристика раннего периода творчества А. Куприна.

26. Поиск лирического "я" женской поэзией в начале нового века. Дореволюционное творчество А. Ахматовой, М. Цветаевой (на выбор).

27. Художественные открытия И. Анненского, их влияние на последующее развитие современной поэзии.

28. Соотношение новаторства и традиций предшественников в раннем творчестве Б. Зайцева, И. Шмелева, А. Ремизова (на выбор).

29. Значение и место творческих исканий В. Хлебникова в практике русского авангарда.

30. Эволюция Л. Андреева - драматурга.

31. Акмеизм и наследие символизма. Теоретическое обоснование нового литературного направления в творчестве Гумилева, Городецкого, Мандельштама.

32. Характеристика художественного своеобразия третьей книги трилогии "вочеловеченья" А. Блока.

33. Концепция "естественного" человека в творчестве Бунина. Разрешение в ее свете вопросов любви, инстинкта, смерти в произведениях писателя.

34. Своеобразие художественного мира Гумилева-поэта в дореволюционный период творчества.

35. Проблематика, стилистические особенности книги стихов А. Белого "Пепел".

36. Осмысление итогов первой русской революции в сб. "Вехи".

37. Традиции Чехова и Достоевского в творчестве Л. Андреева.

38. Значение архитектурной семантики в книге "Камень" О. Мандельштама.

39. Пути реформации драмы 19 века в пьесах М. Горького, Л. Андреева, А. Блока (на выбор).

40. Основные мотивы, своеобразие лирического "я" поэзии З. Гиппиус.

41. Особенности драматургии А. Блока.

42. Характеристика психологизма в творчестве Л. Андреева.

43. Проблематика лирического самоутверждения и эпического начала в раннем творчестве Маяковского.

44. Традиции романтизма в разрешении темы искусства и любви в творчестве А. Куприна.

4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ, определенная учебным планом, курсовой экзамен. Итоговая аттестация предполагает проверку уровня усвоения теоретического материала курса, умение анализировать художественный текст в историко-литературном контексте, знание литературно-критических работ представителей эпохи «серебряного века».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: