double arrow

Специфика и периодизация древнерусской литературы. Наука о древней русской литературе на современном этапе

ЛИТЕРАТУРА

Материалы

Оборудование

Интернет-источники

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам в компьютерном классе с доступом к сети Интернет.

Обязательные источники:

1. Мережковский Д. Стихи (на выбор) из сборника "Символы". Статьи: "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", "Грядущий хам".

2. Брюсов В. Стихи из сб.: "Шедевры", "Это я", "Третья стража", "Городу и миру". Статья "Смысл современной поэзии".

3. Бальмонт К. Стихи из сб.: "Горящие здания", "Будем как солнце", "Только любовь".

4. Сологуб Ф. Стихи. Роман "Мелкий бес".

5. Белый А. Стихи из сб.: "Золото в лазури", "Пепел". Роман "Петербург".

6. Блок А. Циклы стихов: "Стихи о Прекрасной Даме", "Пузыри земли", "Город", "Снежная маска", "Фаина", "Страшный мир", "Возмездие", "Итальянские стихи", "Кармен", "Родина"; поэмы: "Ночная фиалка", "Возмездие", "Соловьиный сад", "Двенадцать"; пьесы: "Балаганчик", "Роза и крест"; статьи: "Народ и интеллигенция", "О современном состоянии русского символизма", "О лирике", "Интеллигенция и революция", "Крушение гуманизма".

7. Иванов Вяч. Сб. "Кормчие звезды", "Прозрачность". Статьи: "Две стихии в современном символизме", "Мысли о символизме".

8. Анненский И. Сб.: "Тихие песни", "Кипарисовый ларец".

9. Гумилев Н. Сб.: "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо", "Колчан", "Костер". Статья "Наследие символизма и акмеизм".

10. Городецкий С. Сб. "Ярь". Статья "Некоторые течения в современной русской поэзии".

11. Мандельштам О. Сб. "Камень". Статья "Утро акмеизма".

12. Ахматова А. Сб.: "Вечер", "Четки", "Белая стая".

13. Цветаева М. Сб.: "Вечерний альбом", "Волшебный фонарь".

14. Хлебников В. Стихи: "Заклятие смехом", "Бобэобе пелись губы", "Кузнечик", "Люди когда они любят", "Когда умирают кони – дышат", "Гонимый кем почем я знаю", "Сегодня снова я пойду" и др. Поэмы: "Зверинец", "Журавль".

15. Маяковский В. Ранние стихи. Поэмы: "Облако в штанах", "Война и мир", "Человек", "Флейта-позвоночник".

16. Пастернак Б. "Поверх барьеров".

17. Зайцев Б. "Волки", "Голубая звезда", "Улица святого Николая".

18. Шмелев И. "Человек из ресторана", "Господин Уклейкин", "Росстани".

19. Толстой А. "Овражки", "Приключения Расстегина".

20. Ремизов А. "Крестовые сестры", "Пятая язва", "Покровенная".

21. Аверченко А. "кривые углы", "Неизлечимые", "Октябрист Чекалкин".

22. Саша Черный Стихи.

23. Куприн А.И. "Дознание", "Ночлег", "Поединок", "Молох", "Олеся", "Болото", "Река жизни", "Гамбринус", "Суламифь", "Гранатовый браслет". Роман "Яма".

24. Бунин И. "Кастрюк", "Деревня", "Суходол", "Ночной разговор", "Захар Воробьев", "Худая трава", "Господин из Сан-Франциско", "Грамматика любви", "Братья", "Антоновские яблоки", "Сны Чанга", "Игнат", "Петлистые уши".

25. Горький М. "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". Романы: "Фома Гордеев", "Мать", "Детство", "В людях". Пьесы: "На дне", "Мещане", "Дети солнца", "Варвары", "Враги". Статьи: "Две души", "Разрушение личности".

26. Андреев Л. "Баргамот и Гараська", "Петька на даче", "Жили - были", "Рассказ о Сергее Петровиче", "Мысль", "В тумане", "Красный смех", "Губернатор", "Тьма", "Жизнь Василия Фивейского", "Рассказ о семи повешенных", "Иуда Искариот". Пьесы: "Жизнь человека", "К звездам", "Анатэма", "Екатерина Ивановна", "Царь Голод".

27. "Вехи": сборник статей о русской интеллигенции.

28. Гарин-Михайловский Н. "Акулина", "Бабушка Степанида", "Детство Темы".

29. Вересаев В. "Без дороги", "На повороте", "К жизни".

30. Серафимович А. "У обрыва", "Пески", "Любовь". Роман "Город в степи".

31. Сергеев-Ценский "Погост", "Молчальники".

Обязательная литература:

1. Смирнова Л.А. Русская литература конца 19 – начала 20 века: Учеб. Пособие. - М., 1995.

2. Сарабьян С.Л. История русского искусства конца 19 – начала 20 века. – М., 1993.

3. Хаджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. – М., 1997.

4. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 – 1910-х годов. – М., 1988.

5. Модернизм и постмодернизм в русской литературе и культуре. – Helsinki, 1996.

6. Серебряный век в России. Избранные страницы. – М., 1993.

7. Серебряный век русской культуры. – М., 1996.

8. Серебряный век русской литературы: Проблемы, документы. – М., 1996.

9. Русская литература 20 века: Учеб. пособие. – М., 1992.

10. Русская литература 20 века. Направления и течения: Сб. научн. тр. – Екатеринбург, 1992. – Вып. 1.

11. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. – М., 1999.

12. Карпов А.С. Лекции по курсу «История русской литературы 20 века» (Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Марина Цветаева). – М., 1994.

13. Поэты-имажинисты / Сост., подгот. текста, биогр. заметки и примеч. Э.М. Шнейдерман. – М., СПб., 1997.

Дополнительные источники:

1. Мережковский Д. «Христос и Антихрист» (трилогия).

2. Белый А. «Серебряный голубь» (роман).

3. Брюсов В. «Огненный ангел» (роман).

4. Сологуб Ф. «Тяжелые сны», «Творимая легенда» (романы).

5. Коневской И. «Стихи и проза. Посмертное собрание сочинений».

6. Гарин-Михайловский Н. «Студенты».

7. Вересаев В. «Записки врача».

8. Аверченко А. «Подходцев и другие» (повесть); сб. «Веселые устрицы».

9. Ремизов А. «Посолонь», «Пруд», «Неуемный бубен».

10. Бунин И. «Жизнь Арсеньева».

Дополнительная литература:

1. Лекманов О. Аполлон» и акмеизм // Вопросы литературы. 1997. Вып. 5.

2. Маслов Г.Н. Стратегии мышления и действия в русской философии начала 20 века: Лев Шестов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый. – М., 1997.

3. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца 19 – начала 20 в.в. – М., 1997.

4. Мочульский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. – М., 1997.

5. Рабинович В. Маски смерти, играющие жизнь: Тема и вариции: Пастернак, Мандельштам, Цветаева // Вопросы литературы. 1998. Вып.1.

6. Тарланов Е.З. Женская литература в России рубежа веков (социальный аспект) // Русская литература. 1999. №1.

7. Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. – М., 1998.

8. Кудрова И. После России: О поэзии и прозе Марины Цветаевой: Статьи разных лет. – М., 1997.

9. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла. – М., 1997.

10. Клинг О. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилев и символизм // Вопросы литературы. 1995. Вып. 5.

11. Гумилев Н.С.: Pro et contra: Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – СПб., 1995.

12. Блок А. Новые исследования и материалы. – М., 1993.

13. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы 20 века. – М., 1994.

14. Нива Ж. Александр Блок // История русской литературы 20 век: Серебряный век. – М., 1995.

15. Лурье С. Самоучитель трагической игры: Александр Блок // Звезда. 1996. №5.

16. Юрьева О.Ю. «Иные миры» ранней лирики А. Блока: Метод. реком. – Иркутск, 1999.

17. Фридлендер Г.М. «Трилогия вочеловечения»: А. Блок и современные споры о нем // Русская литература. 1995. №4.

Программу составила Брюханова Юлия Михайловна, преподаватель кафедры новейшей русской литературы факультета филологии и журналистики ИГУ

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры _____ 2009 г.

Зав. кафедрой ____________________________________ С.Р. Смирнов

Специфика:

а) своеобразный характер бытования древнерусских литературных произведений

Русская литература XI-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была целиком рукописной. Книгопечатание, появившееся в Москве в середине XVI в., очень слабо изменило характер и способы распространения литературных произведений. В основном и в XVII в. литературные произведения продолжали, как и раньше, распространяться путем переписки. При переписывании писцы вносили свои поправки, изменения, сокращения или, наоборот, развивали и расширяли текст. В результате памятники древней русской литературы по большей части не имели устойчивого текста. Новые редакции и новые виды произведений появлялись в ответ на новые требования, выдвигавшиеся жизнью, или возникали под влиянием изменений литературных вкусов.

Некоторые из древнерусских литературных сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из других произведений. В этом отношении есть нечто сходное между бытованием древнерусских литературных произведений и фольклорных.

б) «Литературный этикет»

Общность древнерусской литературы с фольклором сказывается и в другом. Как и в фольклоре, в древнерусской литературе особое место занимают «общие места». Литературное произведение Древней Руси стремится не поразить читателя новизной, а, напротив, — успокоить и «заворожить» его привычностью. Составляя свое литературное произведение, автор как бы совершает некий обряд, участвует в ритуале. Он обо всем рассказывает в подобающих рассказываемому церемониальных формах. Он восхваляет или порицает то, что принято восхвалять и порицать, и всему своему славословию или хуле он придает приличествующие случаю формы. Поэтому текст литературных произведений — это текст, в основном лишенный художественных «неожиданностей». Эти неожиданности так же нежелательны, как нежелательны они в любых церемониях, в любых обрядах.

Изучая приемы абстрагирования и этикетность древней русской литературы, надо иметь однако в виду, что то и другое не охватывало литературные произведения целиком. Почти в каждом памятнике Древней Руси имеются многочисленные отступления от этикетности. В этих отступлениях автор выражал свое, непосредственное, человеческое отношение к тому, о чем он писал. В той или иной мере под влиянием чувства общественного возмущения преступлениями князей, сочувствия обездоленным или чувства любви, горя в произведение проникали элементы реалистичности, под воздействием- которых постепенно изменялся литературный метод художественного изображения; в литературу проникало личностное, авторское начало, обогащались изобразительные средства.

в) «Средневековый историзм» литературы Древней Руси

В чем же заключается этот «средневековый историзм»? Прежде всего в том, что художественное обобщение в Древней Руси строится в подавляющем большинстве случаев на основе единичного конкретного исторического факта. Новые произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в. святую землю и просто о реально существовавших людях: чаще всего о святых и о князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Но нет новых произведений на явно вымышленные сюжеты. Вымысел, со средневековой точки зрения, равен лжи, а любая ложь недопустима. Даже проповедники избегают иносказаний и баснословии. Вымысел проникает из фольклора или встречается в переводных сочинениях, при этом вымышленные сюжеты (например, сюжеты притч) на русской почве постепенно приобретают историческую окраску, связываются с теми или иными историческими лицами.

г) Гражданственность и патриотизм древнерусской литературы

«Средневековый историзм» русской литературы XI-XVII вв. находится в связи с другой важной ее чертой, сохранившейся и развивавшейся в русской литературе вплоть до наших дней: ее гражданственностью и патриотизмом.

Призванный рассматривать действительность, следовать этой действительности и ее оценивать, древнерусский писатель уже в XI в. воспринимал свой труд как труд служения родной стране. Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась отвечать на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала разнообразными и всегда высокими идеалами.

Высокий патриотизм древнерусской литературы связан не только с гордостью авторов за Русскую землю, но и с их скорбью по поводу понесенных поражений, со стремлением вразумить князей и бояр, а порой и с попытками их осудить, возбудить против худших из них гнев читателей.

Все русские писатели, каждый по-своему, высоко оценивают, писательское служение. Каждый из них в какой-то мере пророк-обличитель, а некоторые — просветители, распространители знаний, истолкователи действительности, участники гражданской жизни в стране.

Это чувство высокого призвания писателя передается и русской литературе нового времени. Русская литература развивается под влиянием чувства высокой общественной ответственности ее создателей. Это постоянная особенность русской литературы на протяжении всего ее существования.

Периодизация истории древней русской литературы.

Литература Древней Руси — свидетельство жизни. Вот почему сама история до известной степени устанавливает периодизацию литературы. Литературные изменения в основном совпадают с историческими. Как же следует периодизировать историю русской литературы XI-XVII вв.?

1. Первый период истории древнерусской литературы — период относительного единства литературы. Литература в основном развивается в двух (взаимосвязанных культурными отношениями) центрах: в Киеве на юге и в Новгороде на севере. Он длится век — XI — и захватывает собой начало XII в. Это век формирования монументально-исторического стиля литературы. Век первых русских житий — Бориса и Глеба и киево-печерских подвижников — и первого дошедшего до нас памятника русского летописания — «Повести временных лет». Это век единого древнерусского Киево-Новгородского государства.

2. Второй период, середина XII — первая треть XIII в., — период появления новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского; в это время возникают местные черты и местные темы в литературе, разнообразятся жанры, в литературу вносится сильная струя злободневности и публицистичности. Это период начавшейся феодальной раздробленности.

Целый ряд общих черт этих двух периодов позволяет нам рассматривать оба периода в их единстве (особенно принимая во внимание сложность датировки некоторых переводных и оригинальных произведений). Оба первых периода характеризуются господством монументально-исторического стиля.

3. Далее наступает сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск на Русь, о битве на Калке, взятии Владимира Залесского, «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского». Литература сжимается до одной темы, но тема эта проявляется с необыкновенной интенсивностью, и черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства. Этот короткий, но яркий период следует рассматривать отдельно. Он легко выделяется.

4. Следующий период, конец XIV и первая половина XV в., — это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли в годы, непосредственно предшествующие и последующие за Куликовской битвой 1380 г. Это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания, исторического повествования и панегирической агиографии.

Во второй половине XV в. в русской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространение памятники переводной светской повествовательной литературы (беллетристики), возникают первые оригинальные памятники такого типа, как «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». Эти явления были связаны с развитием реформационно-гуманистических движений в конце XV в. Однако недостаточное развитие городов (которые в Западной Европе были центрами Возрождения), подчинение Новгородской и Псковской республик, подавление еретических движений содействовало тому, что движение к Возрождению затормозилось. Завоевание турками Византии (Константинополь пал в 1453 г.), с которой Русь была тесно связана культурно, замкнуло Русь в собственных культурных границах. Организация единого Русского централизованного государства поглощала основные духовные силы народа. В литературе развивается публицистика; внутренняя политика государства и преобразования общества занимают все больше и больше внимания писателей и читателей.

С середины XVI в. в литературе все больше сказывается официальная струя. Наступает пора «второго монументализма»: традиционные формы литературы доминируют и подавляют возникшее было в эпоху русского Предвозрождения индивидуальное начало в литературе. События второй половины XVI в. задержали развитие беллетристичности, занимательности литературы.

XVII век — век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуального начала во всем: в самом типе писателя и в его творчестве; век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности, индивидуального, личностного протеста, связанного с трагическими поворотами в биографии писателя. Личностное начало способствует появлению силлабической поэзии и регулярного театра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: