Общее (по всем темам)

Место курса в процессе подготовки специалиста

Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 1. «Отечественная филология».

Курс истории русской литературы начала 20 века является частью общей дисциплины «История русской литературы 20 века». Он призван интегрировать в сознании учащихся не только представления о стиле произведений писателей этого периода и целых школ, но и знания по философии, теории литературы и зарубежной литературе. Студент должен иметь представление о содержании философских идей, оказавших влияние на формирование художественных концепций серебряного века (В. Соловьева, Н. Федорова, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра), уметь соотносить их с важнейшими социально-историческими событиями в России, повлиявшими на сознание творческой интеллигенции рубежа двух веков (убийство Александра I, революция 1905 года, Первая мировая война), сопоставлять литературные течения и отдельные произведения русских писателей с типологически близкими литературными явлениями зарубежной литературы (французский символизм, итальянский футуризм).

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Темы, разделы Всего часов Виды подготовки Самост. работа
Лекции Практические занятия Самост. работа студентов КСР
  Единство и противоречия "серебряного века".          
  Символизм как умонастроение.          
  Символизм как мировоззрение. Его становление как школы.          
  Возрождение мифа в творчестве старших и младших символистов.          
  Пути эволюции творчества А. Белого и А. Блока.          
  Кризис символизма. Пути преодоления.          
  Акмеизм и наследие символизма.          
  Рождение русского авангарда (кубо-футуризм, эгофутуризм, поэты группы "Центрифуга").          
  Новизна идейно-стилистических исканий в дореволюционном творчестве В. Маяковского.          
10-11 Специфика "народолюбия" в литературе "серебряного века".          
  Кризис народнических идеалов в творчестве писателей реалистов и философии "веховцев". Общественная позиция "Сатирикона".          
  Развитие демократических традиций литературы 19 века в творчестве писателей общества "Среда" и "Знания". Творчество М. Горького.          
  Творчество Л. Андреева.          
  Доэмигрантское творчество И. Бунина.          
  Творчество А. Куприна.          
17-18 Драматургия "серебряного века".          
Всего (часы)            

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название разделов (тем) Краткое содержание раздела (темы)
  Единство и противоречия "серебряного века". Объем понятия "серебряный век", проблемы изучения данного литературного периода в современном литературоведении. Духовный климат эпохи (Русский космизм, "Вехи", влияние европейского идеализма, с одной стороны, и некрасовских традиций, марксистских идей – с другой). Общая характеристика двух ведущих стилистических направлений (модернизма и реализма). Их соотношение между собой и с предшествующей традицией.
  Символизм как умонастроение. Отечественные предпосылки его возникновения как школы. Поэзия В. Соловьева как продолжение его философии. Его роль в становлении русского символизма. Новизна поэтической системы К. Случевского. Жизнетворчество К. Фофанова.
  Символизм как мировоззрение. Его становление как школы. Влияние идеи Ф. Ницше и техники французского экспрессионизма на творчество модернистов. Пути современного искусства в понимании Н. Минского, Д. Мережковского и В. Брюсова. Художественный метод Д. Мережковского (трилогия "Христос и Антихрист"). Поэтическое становление В. Брюсова (теоретические изыскания и широта практики).
  Возрождение мифа в творчестве старших и младших символистов. Мифотворчество Ф. Сологуба в поэзии и прозе. Уровни прочтения романа "Мелкий бес". Новизна понимания мифа в творчестве В. Иванова. Корпус античных и библейских образов в его поэзии, их соотношение ("Кормчие звезды", "Прозрачность"). Значение образов-архетипов в творчестве "соловьевцев" (А. Белый и А. Блок периода "Аргонавтов").
  Пути эволюции творчества А. Белого и А. Блока. Точки соприкосновения и моменты отталкивания. Отрицание себя прежнего как способ художественного развития в прозаическом и стихотворном творчестве А. Белого. Единство пути лирического героя в трилогии "вочеловеченья" А. Блока.
  Кризис символизма. Пути преодоления. Проблема назначения искусства в публицистике А. Блока, В. Иванова, В. Брюсова в начале второго десятилетия ХХ века. Художественные открытия И. Анненского, их влияние на последующее развитие современной поэзии. Поиск своего лирического "я" женской поэзией в начале второго десятилетия нового века ("Вечерний альбом", "Волшебный фонарь" М. Цветаевой, "Вечер", "Четки" А. Ахматовой, "Скифские черепки" Кузьминой-Караваевой).
  Акмеизм и наследие символизма. Теоретическое обоснование нового направления (Гумилев, Городецкий, Мандельштам). Ницшеанские мотивы Н. Гумилева. Значение архитектурной семантики в "Камне" О. Мандельштама. Тенденция прозаизации в раннем творчестве А. Ахматовой ("Вечер", "Четки", "Белая стая").
  Рождение русского авангарда (кубо-футуризм, эгофутуризм, поэты группы "Центрифуга"). Значение и место авангардной практики в европейском искусстве. Особенности русского футуризма. Тенденция примитивизма в творчестве В. Хлебникова. Его эксперименты в области стихотворного языка. Их влияние на поэтику В. Маяковского, Б. Пастернака, Н. Асеева.
  Новизна идейно-стилистических исканий в дореволюционном творчестве В. Маяковского. Проблема лирического самоутверждения и эпического начала. Эмоциональная агрессия любовной лирики. Сатира как прием публицистики. Жанровое своеобразие ранних поэм ("Облако в штанах", "Война и мир", "Человек").
10-11 Специфика "народолюбия" в литературе "серебряного века". Эволюция славянской темы от стилизации (Городецкий "Ярь", Бальмонт "Жар-птица") к онтологическому осмыслению Хлебниковым и воплощению крестьянского космоса в поэзии Клюева, Есенина, Клычкова. Значение архаической, диалектной лексики в творчестве футуристов. Эксплуатация фольклорных жанров и приемов в произведениях Д. Бедного. Творческие установки А. Ремизова. Своеобразие художественной манеры. "Областнические мотивы" в прозе писателей реалистов. (Пришвин, Чапыгин).
  Кризис народнических идеалов в творчестве писателей реалистов и философии "веховцев". Общественная позиция "Сатирикона". Тема "бездорожья" русской интеллигенции в прозе В. Вересаева. Проблема духовной состоятельности нового поколения у Гарина-Михайловского. Социальный психологизм Сергеева-Ценского. Осмысление итогов первой русской революции в сб. "Вехи". Трансформация обличительной сатиры 19 века в иронию (Саша Черный, Тэффи). Юмористические приемы А. Аверченко.
  Развитие демократических традиций литературы 19 века в творчестве писателей общества "Среда" и "Знания". Творчество М. Горького. Новизна героев ранних произведений Горького. Традиции романтизма и философия босячества. Эволюция героя-индивидуалиста в человека общественного ("Фома Гордеев", "Трое", "Мать"). Понимание коллективизма ("Исповедь") в контексте богоискательских настроений А. Богданова, А. Луначарского. Политическая сатира "Русских сказок" и социальные идеалы "Сказок об Италии". Концепция активной личности в повестях автобиографической трилогии.
  Творчество Л. Андреева. Значение экзистенциальной проблематики в разрешении темы "маленького человека". Традиции Чехова и Достоевского. Стилистическое своеобразие прозы. Эволюция психологизма от конкретной детали к обобщающей условности ("Красный смех", "Губернатор", "Рассказ о семи повешенных"). Значения парадокса в раскрытии социально-нравственных коллизий героев ("Жизнь Василия Фивейского", "Тьма", "Иуда искариот"). Концепция российского революционизма в романе "Сашка Жегулев". Полемика с М. Горьким.
  Доэмигрантское творчество И. Бунина. Проблема национального самосознания в повестях о деревне. Их своеобразие в контексте литературы о крестьянстве. Концепция естественного человека, ее значение в разрешении вопросов любви, инстинкта, смерти ("Худая трава", "Сны Чанга", "Легкое дыхание", "Игнат", "Человек из Сан-Франциско" и др.). Стилистические особенности прозы. Ориентализм. Традиции Пушкина в поэзии Бунина.
  Творчество А. Куприна. Значение нравственного конфликта в осмыслении армейского и общественного уклада дореволюционной России ("Дознание", "Ночлег", "Поединок", "Молох"). Принципы идеализации положительных героев. Традиции романтизма в разрешении темы искусства и любви ("Гамбринус", "Гранатовый браслет" и др.). Роман "Яма" в контексте творческих воспитательных установок Куприна-писателя.
17-18 Драматургия "серебряного века". Преображение чеховских традиций в драматургии М. Горького и писателей общества "Знание" (Найденов, Юшкевич, Чириков). Типы героев, конфликт социально-бытовой драмы Горького ("На дне", "Варвары", "Враги", "Дачники"). Реформация драмы в цикле философско-драматических "представлений" Л. Андреева. ("Жизнь человека", "Царь Голод"). Метод, система символов в экспрессионистских трагедиях "Черные маски", "Анатэма". Концепция "театра будущего" в "Письмах о театре", ее воплощение в пьесах "Анфиса", "Екатерина Ивановна", "Мысль". Эстетические основы символистской драмы Блока, Сологуба, В. Иванова. Влияние Метерлинка, Ибсена. Соотношение лирического и эпического начал в драматургии раннего Маяковского. Драматургия В. Хлебникова.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: