Творческий путь Державина

Державин

Богданович «Душенька».Особенности жанра и героев поэмы.

«Душенька» - ирои-комическая поэма-сказка, высоко оцененная современниками поэта. Написанная в 1775 (первая часть), поэма была полностью опубликована в 1783 г. «Душенька» с ее героями по отношению к мифологическим героям и сюжетам знаменовала идейно-эстетический кризис классицизма. Сюжет построен на античном мифе о любви Психеи и Амура, в свое время обработанном римским писателем Апулеем в его романе «Золотой Осел». Богданович русифицировал чужеземный сюжет. В шутливо-ироническом, сниженном духе изображены образы античной мифологии (Венера, Марс, Нептун, нимфы итп.) Вся поэма написана в форме свободного повествования легким шутливым тоном, который распространяется и на богов и на людей. Например, бог Сатурн «без зуб, плешив и сед». Сама Душенька потеряла черты древней Психеи – олицетворенной души. Героиня Богдановича из плоти и крови, живая, кокетливая Душенька, которой свойственны женские капризы, щегольство. Автор изображает ее в тоне легкой, светлой иронии. Изгнанная из дворца Амура, Душенька в отчаянии решает покончить с собой, но это ей не удается, т.к. у нее нет кинжала.

Мир светлой, забавной сказки, написанной легким изящным языком, противостоит грубо натуралистической поэме Майкова, с ее пьяными мужиками. В «Душеньке» боги античности ведут себя не как пьяные мужики, а как придворные, светские люди. Сказочная обстановка, в которой они действуют, напоминает роскошь екатиринских дворцов и парков (очарованный дворец и сад Амура). Богданович пишет свою «Душеньку» для забавы, подчеркивая ее свободный от политических, гражданских целей характер. Сознательно отходит от вмешательства в общественную борьбу от серьезной социальной проблематики. Правда, вскользь он высказывает свое отношение к поднятым в сатирических журналах проблемам. Он заставляет свою героиню читать приносимые ей зефирами «различные листки, которые на свет из самых древних лет между полезными предерзко выходили…».

Это намек на сатирические листки Новикова, которые противопоставлены «полезным» листкам «Всякой всячины». И по содержанию, и по форме поэма-сказка была полемически направлена против героического эпоса классической поэзии. Это подтверждалось и подзаголовком «древняя повесть».

В начале поэмы автор восклицает: «Не Ахиллесов гнев и не осаду Трои, где в шуме вечных ссор кончали дни герои, Но Душеньку пою».

Поэму свою Богданович слагает в «простоте и вольности». Вместо александрийского стиха, принятого для написания героических поэм, он пишет «вольным стихом» - разносторонним ямбом.

Более глубокий кризис эстетики классицизма, знаменовавший переход к предромантической и реалистической поэзии, сказался в творчестве крупнейшего поэта 18 века Гаврилы Романовича Державина. Возникшая под влиянием поэзии Державина впитала в себя лучшие достижения современных поэтов, в чьем творчестве отразились новые тенденции, шедшие вразрез с условностью и нормативностью поэтики классицизма. Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов начала 19 века.

Новаторство Державина прежде всего заключалось в обращении поэзии к жизни, к ее земным радостям, в умении быт, низкие картины природы сделать достоянием поэзии. В противовес поэтике классицизма Державин вносит в поэзию автобиографическую тему.

Он разрушает жанровую и стилистическую иерархию классицизма.

Державин учился у Сумарокова, Ломоносову, подражал в одах последнему, но нашел новый путь в поэзии.

Признание Державина как поэта началось с «Фелицы» (1782). 90- е годы – расцвет творчества Державина. (произведения, в которых усиливаются обличительные тенденции и героико-патриотические оды).

С середины 90-х годов поэт все чаще обращается к темам частной жизни, к воспеванию земных радостей бытия. Анакреонтика Державина приобретает автобиографический характер.

1) Философские оды Державина. («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Фелица»)

В 1794 году Державин пишет оду «Водопад», названную Белинским «блистательнейшим созданием» поэта. В ней Державина волнует то, что человек живет в обществе, и его долг – служить отечеству, быть олицетворением гражданских добродетелей. Ода «Водопад» - глубокое философское раздумье о смысле жизни, о человеческом существовании, о праве на бессмертие. Жизнь быстротечна. Державин развивает философские мотивы, мотивы жизни и смерти, звучавшие и раньше в его поэзии («На смерть князя Мещерского»):

О водопад! В твоем жерле

Вес утопает в бездне, в мгле!

Ода написана на смерть князя Потемкина. В поэзии Державина не раз героями выступают полководцы и государственные деятели. Отношение к Потемкину у поэта сложное. Величественная фигура этого баловня судьбы, в которой сочеталось добро и зло, способности государственного деятеля, полководца, осуществившего ряд полезных реформ в армии, человека незаурядного, смелого и решительного и вместе с тем жестокого, мстительного и властолюбивого, не раз привлекала внимание Державина. В «Водопаде» поэт создает титанический образ Потемкина, могущественнейшего вельможи, который «потряс среду земли громами», прославился взятием Очакова и Измаила, смерть в глухой молдавской степи не могла не поразить воображение поэта.

Жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. Необычайно зримой и красочной картиной открывается ода: «Алмазна сыплется гора с высот четыремя скалами, жемчугу бездна и сребра кипит внизу…». Это описание виденного Державиным в Карелии водопада Кивач. Однако помимо реального звучания водопад у Державина символизирует вечность. И на фоне этой вечной красоты природы особенно ощутима непрочность власти и славы, но непрочность «ложной славы», которой Державин противопоставляет тех, кто был верен истине, общей пользе: «Лишь истина дает венцы Заслугам, кои не увянут; лишь истину поют певцы…».

Раздумья о тех, кто достоин бессмертия, приводят Державина к созданию наряду с Потемкиным образа другого полководца, Румянцева, в деятельности которого поэт видит идеал истинной гражданственности.

Глубокая философская мысль, лежащая в основе оды, величественные образы, созданные Державиным, сделали «Водопад» одним из самых замечательных творений поэта. Гоголь писал о «Водопаде»: это «как бы целая эпопея слилась в одну стремящуюся оду».

Большим успехом у современников пользовалась философская ода Державина «Бог» (1784) – первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Как отмечали исследователи, ода «Бог» по своему художественно-стилистическому строю и по восприятию «природы чина» написана по образцу Ломоносовских «духовных» од. Ода «Бог» писалась несколько лет, она посвящена рассуждению Державина о возникновении мироздания и происхождении человека и отличается глубиной мысли и рационалистической ясностью изложения.

В специальном «объяснении» Державин указывал, что он имел в виду не только богословское понятие (Бога-отца, Бога-духа, Бога-сына), но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое Бог в небе совмещает». Сама тема требовала «парения» (что достигалось торжественностью четырехстопного ямба»), метафорической образности, контрастных сопоставлений, придавших ей характер художественной выразительности.

Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире. Ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Державин достигает предельной ясности мысли: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю, я царь – я раб – я червь - я Бог!»

Как и Ломоносов, Державин поражал величием картины мироздания, в котором человек лишь маленькая частица. Но человек – вершина создания природы, и значение его на земле велико.

1779 – «На смерть князя Мещерского». Ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизму. Это ода-элегия. В ней речь идет о конкретном человек, с которым был знаком поэт, в чьем доме он бывал. Неожиданная смерть благополучного, беззаботного, живущего в роскоши и праздности князя Мещерского заставляет Державина задуматься над извечной философской проблемой жизни и смерти, которая пройдет на протяжении всего его творчества. Державин часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. Отсюда – образ смерти, во всей ее ужасающей конкретности. Отсюда – мотив скоротечности жизни и неизбежности конца, вызывающий у Державина образ «реки времени».

В оде «На смерть князя Мещерского» мысль быстротечности жизни и неизбежности смерти воплощена в конкретную образную форму. Ода начинается словами: «Глагол времен! Металла звон!» - звук маятника как бы символизирует неумолимое течение времени. Конкретными чертами нарисован образ смерти. Ода Державина приобретает философский характер: поэт размышляет о смерти и жизни, о тайнах бытия, о неизбежности грядущего. Ода глубоко элегична, она пронизана лирическим началом, поэт поражен внезапностью случившегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: