double arrow

Ф. Эмин. Письма Эрнеста и Доравры

Русская комическая опера. («Анюта» Попова, Аблесимов «Мельник - колдун, обманщик и сват»).

Драматургия 60-80-х гг. оставила в истории русской литературы образцы очень интересного жанра – комической оперы.

В 1772 Попов. Его «Анюта» была первым драматургическим произведением на тему из русской крестьянской жизни. У него было желание вывести на сцену мужика и показать его не идиллически приукрашенным, а таким, каким он был на самом деле, сохранив и особенности его крестьянской речи.

В образах крестьянина Мирона, батрака Филатки показано, что «крестьянское житье и плохо и убого». В монологе Мирона звучат озлобленное против дворян-бездельников и жалобы на тяжкий труд крестьян, на «проклятую» мужицкую жизнь. Крестьянские персонажи говорят о голоде, о поборах, о жадности подьячих. Антикрепостнический характер носит песня Мирона «Охти, охти, хресьяне! Зачем вы не дворяне?» Нотки социального протеста звучат и в диалоге батрака Филатки с дворянином Виктором. Виктор, влюбленный в Анюту, приемную дочь крестьянина Мирона, который хочет выдать ее замуж за батрака Филатку, дабы в доме был даровой работник.

Но демократизм Попова ограничен. Идейная противоречивость его воззрений сказывается в изображении им крестьянских персонажей. Сочувствуя Мирону и Филатке, он в то же время показывает непривлекательные черты, присущие им невежество, жадность, неспособность к проявлению «благородных» чувств. Достаточно было Филатке получить деньги от Виктора, как он забывает о невесте и бросается от радости на колени.

Приемная дочь Мирона Анюта, подкинутая в младенчестве, оказывается дворянкой. Теперь особенно понятно презрение, которое испытывала Анюта к Филатке. Препятствие к ее браку с дворянином Виктором – олицетворением благородства, доброты, великодушия – исчезло.

Весьма характерна для понимания ограниченности воззрений Попова и концовка оперы, призывающая каждого независимо от социального положения довольствоваться своим местом в жизни, своей долей.

Первая комическая опера «Анюта», несмотря на ограниченность демократизма Попова, - положительное явление в русской драматургии. Впервые со сцены раздался голос крепостного крестьянства. Будучи собирателем русских народных песен и пословиц, он наполнил оперу песенным фольклором. «Анюта» положила начало развитию жанра русской комической оперы.

Очень большой популярностью пользовалась в свое время комическая опера А. А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленная на сцене в 1779 г. Успех комической оперы Аблесимова, лишенной какого-либо социального звучания, был вызван ее большими художественными достоинствами. В ней выдержан колорит народной жизни, более привлекательны крестьянские персонажи, в живой речи диалога передающие народный язык, меньше натуралистических резкостей. Вся опера, арии и дуэты построены на знакомых народных мелодиях. Так, жених Филимон поет: «Вот спою какую песню, ходил молодец на Пресню». Белинский назвал эту комическую оперу «прекрасным народным водевилем». Сюжет пьесы чрезвычайно прост. В ней рассказывается история о том, как хитрый мельник Фаддей, выдающий себя за колдуна, помогает устроить брак Филимона и крестьянки Анюты, родители которой хотят выдать ее: отец за крестьянина, а мать за дворянина. Выступая в роли свата, мельник добивается согласия на брак и от отца и от матери, так как Филимон однодворец.

Опера привлекала правдивым изображением деревенского быта, запоминающимися характерами, юмором, близостью к народной поэзии.

1766. “Письма Эрнеста и Дорабры» - первый русский эпистолярный роман.

Сюжетная основа романа Эммина во многом близка сюжету «Новой Элоизы». Но если счастью героев Руссо мешает их социальное неравенство, то эммин переводит социальный конфликт в моральный план. Социальный мотив исключен в романе Эммина, где действуют обыкновенные люди, живущие в современном обществе. Перед нами частная жизнь, жизнь, ничем особенно не примечательная, бедного, нечиновного Эрнеста, полюбившего Доравру – дочь знатного и богатого человека. Чтобы быть достойным Доравры, он уезжает в Париж в качестве секретаря посольства, а в его отсутствие приезжает жена, которую он считал давно умершей. Эрнест и Доравра несчастны. Но когда спустя годы исчезают препятствия для их брака, Доравра уже не любит Эрнеста.

Весь этот роман развивается в пространных письмах влюбленных. Автор стремится не сколько к занимательности сюжета, сколько к подробному анализу чувств и переживаний героев. Это первый психологический сентиментальный роман, стилю которого присуща «чувствительность». Человек «среднего рода», его рассказ о «жизни сердца» - в центре внимания Эмина. Отсюда и обращение к форме писем, в которых герои раскрывают свой внутренний мир, свои переживания. В художественном отношении роман слаб: образы схематичны, недостаточно обработан язык.


Сейчас читают про: