ЖУКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ(1783-1852) (Тульская область- Баден-Баден, Германия)
Отец – Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец села Мишенского(?), мать – пленная турчанка. Отчество и фамилия – от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина – Андрея Жуковского.
Он был влюблен в девушку по имени Мария и она в него. Мать ее не дала разрешение на брак. Во многом эта душевная травма отразилась на мироощущении Жуковского и в его стихах. Машу выдали замуж. А потом она скоропостижно скончалась. Ее трагический конец повлиял на все творчество Жуковского.
Повлияла на его творчество и война 1812 года. Он написал оду, кот. одна из лучших, написанных о войне.
Учился он в Благородном пансионе при МГУ, где начал писать стихи. Редактировал карамзинский журнал. Вел активную полемику с шишковистами.
С 1826 г. Он – наставник наследника престало (будущего Александра 1). Он разработал собственную учебную программу, в основе которой идеи просветительские. Он считал что важны нравственные качества и что их можно воспитать только при помощи религии. Осуждал Кюхельбекера. Был добрым человеколюбивым, защищал многих поэтов при дворе – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Баратынского и др.
Уехал в Германию и последние 12 лет жизни провел там. Женился на Елизавете Рейхер. Он плохо выдел, стал религиозным фанатом или почти таковым.
Периоды творчества
1 - 1797-1807 гг
2 – 1808-1833гг
3 – 1834-1852 гг.
Жуковский входил в литературу в самый разгар борьбы классицизма с сентиментализмом. Высокий стиль был быстро освоен Жуковским и др. в классицизме. Но он почувствовал, что ему ближе сентиментальные настроения. В результате смешение стилей. «Майское утро» начиналось как типично классическое (типа: утро наступила), но потом – о чувствах, а конец – в тональности явного сентиментализма. «Жизнь, друг мой – бездна…» и оправданий».
Классицизму он подражал, сентиментализм шел от души. Он активно занимался самообразованием, читал Юнга, Томпсона.
Культу рассудка он противопоставил культ чувства.
Романсы, песни, идиллии, а основной жанр – элегия.
«Сельское кладбище» - 1802 г. Опубликовал в «Вестнике Европы».
Мысль чувства становится главным предметом. Это особенность элегии Жуковского. Простые, непрославленные сельские жители привлекли внимание поэта. Не прельщаться лести, не служить своей гордыне, быть добродушным и т.д.
Говорили, что в этой элегии совершенные поэтический язык, что Жуковский совершенствовал поэтичность речи. Ж.интересовало нравственное сознание человека. Именно Ж. первым выговорил жалобы человека на жизнь.
«Вечер» 1807 г. С особой яркостью проявился поэтически дар Жуковского. Он ввел звукопись в элегию («пловцы шумят») «Крик…» и обонятельные, осязательные ощущения. («Прохлада растений» «веяние эфира»)
Природа у Жуковского вызывает утонченные душевные переживания. Так как видит природу Ж. ее видят не многие. До него так не писал никто! Акцент переносится не на описание природы, а на внутренний мир героя, на его переживания.
Мир воспоминаний! Воспоминания для Ж. имеют высокофилософский смысл. Они дают нравственную опору и помогают пережить скоротечность жизни (не любое, а светлое доброе воспоминание. Он подмечает мелочи, кот. Не все видят (последний луч зари и др. Индивидуальное отличает Жуковского. Отразилась душа самого поэта. Экспрессивность, яркая окрашенность. Это был ранний период.
Во 2-ом периоде Жуковский пишет самые популярные произведения. Всероссийскую известность ему принесли баллады. Он связал баллады с романтизмом и они стали его признаком. Жуковского называли «балладником». Основной источник баллад – фольклор. Ж. очень избирательно относился к переводам. До Ж. баллады писали и Карамзин и Каменев, но не замечали, т.к. в них не было романтизма.
Первая – «Людмила» (перевод с немецкого «Ленора»), он и действие перенес на Русь и изменил имя героини. Жуковскому важнее всего было представить романтический контекст. Людмила сетует на судьбу. Мать предостерегает дочь. Людмила же не верит, сетует на судьбу. И вот появляется ее жених-мертвец, он увозит ее в полночь, а по дороге и ворон и мертвецы. Она с ним воссоединяется в смерти, т.к. отреклась от веры, их дом – могила.
Стихи Жуковского пленили читателей. Он часто использовал вопросительные высказывания, рефрены. Русский читатель впервые познакомился с таким страшным, необычным (это ведь был перевод из Европы. Легкость, звучность баллады говорили о стиле Жуковского, как об особенном.
Ж. не был удовлетворен балладой – и пишет балладу «Светлана» эта баллада стала более популярна, сюжет похож, но все отличается. Людмила называлась девой, девицей. Светлана называлась милой, она в окружении милых девиц, они гадали. Судьба была важна, то, кто – суженый.
Сказочная традиция. Русская обстановка (светлица и т.д.), национальная окраска. Просторечные слова, песенные выражения («свет очень моих»). Светлана засыпает, ей снится, что жених ее уводит, они едут по заснеженной степи, потом мертвец-жених из гроба, но голубок появл. и спасает ее, а потом она просыпается, она просто заснула во время гадания. И появляется молодой жених, они счастливы.
Мягкость, верность, покорность судьбе – образ русской девушки.
Пафос баллады – романтический. Налицо все атрибуты романтизма: вороны и др. Но баллада светлая, в ней нет мистицизма. Светлана просто заснула. И конец вместо ужаса лирический. Наяву всем сопутствует счастье, а несчастье – лишь во сне может быть.
Нравоучение.
Торжество любви над смертью. Любовь обладает великой силой.