Периодизация поэзии Батюшкова. Лирический герой. Эволюция жанров

Своеобразие романтизма Батюшкова. Белинский о его поэзии.

Константин Ник. Батюшков вошёл в историю литературы 19 века как один из зачинателей романтизма. В основу его лирики легла «Легкая поэзия», которая в его представлении ассоциировалась с развитием малых жанровых форм, выдвинутых романтизмом на авансцену русской поэзии.

Родился 1787 г. в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.

Всё творчество Батюшкова можно разделить на 4ре периода:

1802-08 г. – ученический

1809 – 12 – оригинальное творчество

1812 – 1816г – духовный и поэтический кризис

1816-23г – попытки его преодоления, выход к новым рубежам творчества

Итак, поначалу общие жизненные и эстетические представления юного Батюшкова сочетаются с резко выраженными литературными вкусами. Поэт на стороне тех, кто ценить «легкую поэзию» и малые жанры. Поэтические ориентиры – французская просветительская философия и античные авторы, изучением которых Батюшков занимался в ученические годы. В 1806г в «Любителе Словесности» публикуется стихотворение Б. «Мечта». Б. трактует её как путь к духовной свободе, ведь суета жизни – удел глупцов.

Любовь, юность, веселье – вот истинные ценности подлинных мудрецов, подобных Анакреону. Эту линию поэт продолжает и в творчестве второго периода, периода, когда оформление получает его «маленькая философия», или философия «Маленького человека». Она заключала убежденность в том, что чувственные и духовные земные наслаждения доступны человеку с добродетельной душой, что личное счастье доступно одинокой личности в мечтах, в уединении от окружающей среды. Наслаждение дарами жизни (эпикурейство) и гедонизм (стремление к добру, понимаемому как наслаждение) и становятся мечтами Батюшкова. Сознание разрыва между мечтой и действительностью заставляют поэта, подобно всем романтикам, обособить личный внутренний мир, сделав его своего рода центром Вселенной. Поэт и сам чувствовал, что в жизни его воображение не может сбыться, поэтому ему был свойственен скептицизм. Сочетание эстетически возвышенного наслаждения и скептическое сознание его вымышленного характера придаёт исключительное своеобразие лирике Батюшкова.

«Маленькая философия» и «легкая поэзия» в сознании Батюшкова это не только мировосприятие, но и язык. Поэт предлагает отказаться от употребления устаревших форм в пользу ясного смысла. В изображении героя, как и Жуковский, Батюшков склонен к сосредоточению на внутреннем мире, однако его герой – более определен, передан через видимые признаки – мимику, жесты, движение, позу.

Во всей лирике 9 – 11 годов возникает образ чувственной юности («Вакханка»), бурно проявляющей страсть, но страсть не как бездумное торжество природы, а нечто изящное, грациозное, целомудренное. Наслаждению любовью трансформируется в наслаждение жизнью, её естественными радостями. Итогом этого периода можно считать стихотворение «Мои Пенаты». Поэт погружает читателя в домашнюю обстановку, вовлекает в задушевную беседу, о том, что ему близко и дорого. НЕ зря он выбирает жанр послания. В «Пенатах» Батюшков соединяет мечту о прекрасном и поэзию с обыденной обстановкой. Мечта спустилась на землю и нашла приют в шалаше. Портрет поэта, который нарисован в «Моих пенатах» и других стихотворениях, не тождественен точной биографии самого Батюшкова. Его лирический герой - необычайно страстный молодой покоритель сердец, вечно беспечный и ленивый философ, наслаждающийся обществом друзей в ожидании возлюбленной. Сам же Батюшков ничем из перечисленного не отличался. Однако, это не отнимает психологической правдивости его героя. Сотворённый Батюшковым поэтический портрет бесконечно обаятелен и жизнелюбив. Однако, вскоре всё переменяется. Наступает 1612 год, Батюшков видит разорённую Москву, варварство и вандализм Франции, идеалам которой он поклонялся. Не во что стало верить, не на чём основать мечту. Перед лицом исторической катастрофы поэт отказывается воспевать любовь и радость. Мир представился поэту хаотичным, в нём не было объёдиняющей идеи. И Батюшков кинулся искать положительные основы миросозерцания. Переосмысливая исторические реалии, он приходит к новому типу элегии – элегическая тоска получает историческую мотивировку. А отличительным мировосприятием поэта становится трагизм. Разочарование в действительности поэт объясняет ходом самой истории, независимо от социально-общественного устройства. В элегии «На развалинах замка в Швеции» Батюшков задумывается над превратностями бытия, задаётся вопросами, почему погибают лучшие, а жизнь превращается в «мертвый сон». Новаторство автора состоит в том, что разочарование получает историческую мотивировку, благодаря чему элегия становится медитацией на философско-историческую тему о превратностях безжалостной судьбы. Итогом печальных размышлений об участи человека становится «К другу», обращённое к Вяземскому. Земная жизнь – это не вечные наслаждения, а вечные утраты. В поисках выхода Батюшков приходит к религии и начинает думать о земном бытии как о приготовлении в потустороннему блаженству.

Интерес к античной литературе, к стремлению к совершенству формы, гармонии частей, пластичности. По этим признакам Белинский готов назвать его классиком, т.к романтизм Жуковского – туманный и неопределенный. Он не принимает современную действительность, не удовлетворяющим не этическим, ни эстетическим идеалам поэта. Он утверждает личность и ее внутреннее начало как высшую ценность, призывает к независимости и свободе от лжи и мелочности света. Ранний романтизм складывается в течение, которое становится одним из разновидностей романтического направления в целом – элегическйи или мечтательный романтизм. Поэзия Б, как и Жуковского, отразила ранний этап социально – исторического перелома, начавшегося в России. Для него характерна большая противоречивость, внутренняя борьба прогрессивных и регрессивных тенденций.

Белинский утверждал, что своеобразие романтической формы определяется оригинальной идее:1.идея свободы, 2.свободнй личности, 3. человека в его собственном достоинстве, независимом от сословного ранга. Пониманию свободы соответствует характер романтического протеста против существующей действительности, они не приемлют окружающего мира. Противопоставляя «мечтательный» мир реальному, романтик стремится воплотить этот мир в образах. Поэтому романтический образ, отражая элементы действительности, становится воплощением элементов романтического мира, созданного воображением поэта, его мечты и идеала. Лирика приобретает характер поэтической исповеди, творческого дневника.

В стихотворении «К друзьям», являющимся посвящением к «Опытам», Батюшков просит принять список его стихов, в которых можно найти чувства, историю.

Основную роль в романтическом творчестве занимает эмоциональная окраска слова, предметное же значение слова ослабляется.

Б употребляет романтические эпитеты: сладкое мечтанье, ужасная минута, отчизны милый край, печальная опытность.

Статья «Нечто о поэте и поэзии» - Батюшков начинает романтическим определением поэзии как «сочетание воображения, чувственности, мечтания».Он рассматривает поэзию как субъективный отклик поэта на происходящие явления. Источником поэзии является человек.

Вторая статья Б «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» - такая поэзия приносит пользу языку и образованность. Борьба за высокое совершенство поэзии и составляет гражданское служение поэта. Общественная борьба не благоприятсвует успехам литературы.

Б был прав в своем стремлении поднять значение русской легкой поэзии – простых человеческих чувств, земных радостей, личной свободы, независимости от придворных уз («Мои пенаты»).

Ещё:

Он влиял на поэзию Пушкина. Был его учителем в поэзии, как это видно в лицейских стихотворениях. Все, что было существенно в его (а также Державина и Жуковского), поэзии, пресуществилось поэзии Пушкина, переработанное ее самобытным элементом. Батюшков впервые, до Пушкина, дал антологический слог, в котором показал все возможности русского языка. После этого Пушкину не стоило слишком большого шага вперед начать писать таким антологическими стихами. Совершенство антологического стиха Пушкина – совершенство, которым он много обязан Батюшкову. Влияние Батюшкова на Пушкина, особенно заметно в стихе, столь артистическом и художественном: не имея Батюшкова своим предшественником Пушкин, вряд ли смог бы выработать себе такой стих. Батюшков много способствовал тому, чтобы Пушкин явился таким, каким он действительно явился. Он передал ему почти готовый стих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: