double arrow

Лирика Жуковского. Белинский о его творчестве


Лирика П периода южной ссылки

Южная ссылка 20-24 г. Романтический конфликт, и восточные повести.В мае 1820 года Пушкин был выслан из столицы и отправлен в фактическую ссылку на юг. Изменился его жизненный статус, оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было, ссылка легко могла стать бессрочной. Дальнейшая судьба поэта зависела только от того, «куда подует самовластье».Бурные порывы монаршего гнева вначале были благополучными для Пушкина. В мае – сентябре 1820 года он путешествует с семьей генерала Раевского (Екатеринослав – Кавказ – Крым). Эхо кавказских и крымских впечатлений, отголоски общения с представителями большой семьи и сердечных увлечений дочерьми Раевского почти десятилетие звучали в пушкинской поэзии. В 20-23 годах Пушкин служил в Кишиневе, в канцелярии наместника Бессарабского края. Генерал Инзов благосклонно относился к беспокойному подопечному и не обременял службой, позволяя длительные отлучки из Кишинёва. В Кишиневе и Каменке поэт общался с членами «Союза благоденствия» и тайного Южного общества Пестелем, Давыдовым, Раевским, Пущиным, Орловым. Это яркая и вместе с тем полная драматизма страница биографии поэта. Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться. Пушкин – в ореоле мученика свободы, жертвы русского тирана, что вело поэта к сближению с ещё более радикальными критиками самодержавия. Он был готов окунуться с заговорщиками в омут политической борьбы, мечты о вольности вот–вот станут реальностью. Прежние символы веры – гармоничная «звезда пленительного счастья» и прекрасная заря «свободы просвещённой» - уже не привлекали Пушкина. Он проявлял нетерпения, уповая уже на «карающий кинжал», а не на политическую мудрость деспота. Но надежды, что слово поэта-вольнодумца станет частью общего дела, рассеялись - друзья поспешили уверить Пушкина в том, что общества не существует. Пушкин в период южной ссылки – яркий поэт-романтик. Ведущее положение в «южной» лирике Пушкина заняли романтические жанры – элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады ( «Песнь о Вещем Олеге»). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрывался в элегиях. Элегии « Погасло дневное светило…», « Редеет облаков летучая гряда…», « Я пережил свои желанья…» - как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии. Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность стала стилевым эквивалентом мироощущения Пушкина. Многие жанровые особенности элегий ( исповедальность, быстрая смена чувств и эмоций, фрагментарность) характерны и для посланий. Для Пушкина они стали естественной формой обращения к далёким петербургским друзьям и новым знакомым. Круг адресатов достаточно широк: Дельвиг, Гнедич, Катенин, Вяземский, Баратынский, Чаадаев, Глинка…Настоящее казалось поэту бесприютным, унылым и неопределённым. Но вместе с тем, испытав сильнейшее влияние личности и творчества Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового – активного, бунтарского – течения в русском романтизме. Не уход от реальности, выражавшийся в мистическом переживании одиночества, вдохновлял Пушкина. В его произведениях на первом плане - гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей действительностью. Пушкин создает образы романтических героев ( пленник, Алеко), стремящихся порвать с цивилизацией, найти новые жизненные ценности ( свобода, близость к природе, любовь, страсть). Его привлекают вольные, гордые люди, бросающие вызов судьбе (Земфира, Зарема). Фабула романтической поэмы складывалась из нескольких компонентов, главные из которых – герой и среда. Герой – человек цивилизации, ищет абстрактный идеал свободы или счастья в новом для себя окружении. Среда, как правило, дана в двух аспектах - не удовлетворяющей героя и враждебной ему цивилизации и созвучная, родственная порывам мятежной души дикая природа. Сюжет – бегство из одной в другую. Все события сосредоточены вокруг личности героя, его переживаний, который окружён эмоциональным сочувствием автора. При этом характер героя статичен на протяжении вей повести, сюжет же, напротив, динамичен, показан в стремительном развитии. Для композиции характерна инверсия - история героя развернута в середине повестей, в начале поэм сохранена таинственность. Классические образцы повестей Пушкина – « Кавказский пленник» ( о любви европеизированного русского к славянизированной черкешенке), « Бахчисарайский фонтан» ( написанной в пример « Корсару» о любовном треугольнике хана Гирея к Марии, при ныне здравствующей Зареме) и «Цыганы». В то время, когда русские писатели только спорили о том, способны ли романтики создать русскую самобытную поэзию, Пушкин дал весомые аргументы в пользу новой художественной системы. Образы, мотивы и стиль романтической поэзии Пушкина на долгие годы определили творческие поиски русских романтиков. Южный период, 23 год. Идейный кризис. Ведущие жанры.Свойственный Пушкину в начале 1820х радикализм его общественной позиции сменяется глубоким духовным кризисом, вызванным событиями европейской и русской жизни. Пушкин тяжело пережил поражения революций в Европе ( « Кто, волны, Вас остановил..»). Вглядываясь в русскую жизнь, он не находил в ней возможностей для практической победы вольнолюбивых настроений. В его глазах в новом Свете предстали и « вожди», избранные, и « Народы». Пушкин осуждает и тех, и других, но постепенно главной его мишенью становятся именно люди, возомнившие себя избранными. Скептические ноты слышались в стихотворениях Пушкина и раньше 1823 года. Уже в послании Раевскому он отвергает просветительскую миссию поэта и господствующее мнение о цели поэтического творчества. Кризис 1823 года связан, прежде всего, с расставанием с просветительскими иллюзиями, касавшимися отношений « Личности и среды». В соответствии с этим происходит смешение и иных акцентов. Разочарование распространяется и на ведущую роль избранной личности в мире, которая не в состоянии оказалась исправить среду. Народ не пошёл за своими «просветителями», и, несмотря на все усилия остался непросвещенным. Разочарованию подверглись не только толпа, не только избранные, но и сами идеалы. Сказалось недовольство собой, самообманом. Особенно резко разочарование поэта выразилось в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный…» и « Демон».В первом сеятель свободы остаётся одиноким в пустыне мира, не находя отзвука своим проповедям и призывам, народы не идут за ним, и его слово брошено на ветер. Это не значит, что слово – не истинно. Просто народу оно невдомёк. Тем больше становиться скорбь поэта по непреодолимости препятствия. Эпиграф же, взятый из Евангелия от Луки, задаёт масштаб мысли Пушкина и сообщает всеобщую значимость и вечность проблематики. В центре стихотворения «Демон» - разочарованная личность, ничему не верящая, мрачная и отрицательная. В «Демоне» объединены и привлекательность духа отрицания и сомнения, и не удовлетворяющая поэта душевная пустота. Разочарованная личность – носитель протеста против господствующего порядка – сама оказывается несостоятельной, ибо не имеет никакого идеала. Результат скептического взгляда на мир - омертвение души и неспособность к постижению жизни.Идейный кризис 1823 года положил начало росту исторического сознания. Кризис обнаружил противоречия внутри романтического сознания, которое распалось на два несовместимых « я» - презирающего мир гордого индивидуалиста и избранного героя, готового осчастливить человечество. В ходе преодоления кризиса выяснилось, что оба «я» едины.В мае 1823 года, в Кишинёве, началась работа над « Евгением Онегиным». Замысел Пушкина был новаторским: поэт искал новый сюжет, который бы позволил преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, нового героя, тесно связанного с жизнью общества, новый стиль

Ещё:

Поездка на Кавказ, Крым, Кишинев, Одессу (1820-1824) – период расцвета романтизма. Он встречался с вождем Пестелем. Его лирика революционизируется, накаляется буржуазными революционными движениями. Стихотворение «Дочери Карагеоргия» - революционно- романтический стиль. Стихотворение построено на контрастных тонах – сумрачного и невинного, что создает образ воина – преступника. Это и «Черная шаль» - проявление романтизма Пушкина. П упоминает о Наполеоне, о восстании греков против турчан. Тема «вольнолюбивых надежд» - составляет одну из основных тем творчества П периода юж.ссылки («Птичка», «Узник»). П не забывает Радищева, напоминает о нем и другим. В одном из посланий челну южного общества, Давыдову, пишет, что коре хотел бы причаститься к кровавой чаше – революции. Он бы сам бы затягивал петли на шеях крепостников во время восстания бы. Политической оппозиционностью проникнута в 1821г «Гавриилиада» - дерзкое, направленное против христианства и церкви поэма. Направлена против кривляний придворных кругов, Александра1 и его окружения. Она сочувственно была встречена декабристами. П начинает писать, развивая традицию Княжнина, сначала трагедию, а затем и романтическую поэму о древненовгородском борце против самодержавия Рюрика, Вадиме, который задумывает проиграть в карты своего слугу.

Все меньше верит П в возможность революции – возможность скептицизма и пессимизма проскальзывают у него в стих. «Ты прав, мой друг…» - к Раевскому. В стихотворении «Наполеон», написанное поле его смерти, показывает его стремление к власти, П противопоставляет высокий патриотический подвиг русского народа. П создал большую поэму о русских разбойниках, но уничтожил ее, оставив только часть «Узники». «Братья разбойники» носят мелодраматический характер, Мысль: крестьян, которым наскучило жить барскою сохою, бежали в лес. С этой поэмы начинается интенсивный процесс выработки своего языка «отечественного» и вместе с тем устанавливающего общенациональную норму. Также на юге начата поэма «Цыганы».

ЖУКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ(1783-1852)(Тульская область- Баден-Баден, Германия)

Отец – Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец села Мишенского( ?), мать – пленная турчанка. Отчество и фамилия – от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина – Андрея Жуковского.

Он был влюблен в девушку по имени Мария и она в него. Мать ее не дала разрешение на брак. Мо многом эта душевная травма отразилась на мироощущении Жуковского и в его стихах. Машу выдали замуж. А потом она скоропостижно скончалась. Ее трагический конец повлиял на все творчество Жуковского.

Повлияла на его творчество и война 1812 года. Он написал оду, кот. Одну из лучших, написанных о войне.

Учился он в Благородном пансионе при МГУ, где начал писать стихи. Редактировал карамзинский журнал. Вел активную полемику с шишковистами.

С 1826 г. Он – наставник наследника престало (будущего Александра 1). Он разработал собственную учебную программу, в основе которой идеи просветительские. Он считал что важны нравственные качества и что их можно воспитать только при помощи религии. Осуждал Кюхельбекера. Был добрым человеколюбивым, защищал многих поэтов при дворе – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Баратынского и др.

Уехал в Германию и последние 12 лет жизни провел там. Женился на Елизавете Рейхер. Он плохо выдел, стал религиозным фанатом или почти таковым.

Периоды творчества

4 - 1797-1807 гг

5 – 1808-1833гг

6 – 1834-1852 гг.

Жуковский входил в литературу в самый разгар борьбы классицизма с сентиментализмом. Высокий стиль был быстро освоен Жуковским и др. в классицизме. Но он почувствовал, что ему ближе сентиментальные настроения. В результате смешение стилей. «Майское утро» начиналось как типично классическое (типа: утро наступила), но потом – о чувствах, а конец – в тональности явного сентиментализма. «Жизнь, друг мой – бездна…» и оправданий».

Классицизму он подражал, сентиментализм шел от души. Он активно занимался самообразованием, читал Юнга, Томпсона.

Культу рассудка он противопоставил культ чувства.

Романсы, песни, идиллии, а основной жанр – элегия.

«Сельское кладбище» - 1802 г. Опубликовал в «Вестнике Европы».

Мысль чувства становится главным предметом. Это особенность элегии Жуковского. Простые, непрославленные сельские жители привлекли внимание поэта. Не прельщаться лести, не служить своей гордыне, быть добродушным и т.д.

Говорили, что в этой элегии совершенные поэтический язык, что Жуковский совершенствовал поэтичность речи. Ж.интересовало нравственное сознание человека. Именно Ж. первым выговорил жалобы человека на жизнь.

«Вечер» 1807 г. С особой яркостью проявился поэтически дар Жуковского. Он ввел звукопись в элегию («пловцы шумят») «Крик…» и обонятельные, осязательные ощущения. («Прохлада растений» «веяние эфира»)

Природа у Жуковского вызывает утонченные душевные переживания. Так как видит природу Ж. ее видят не многие. До него так не писал никто! Акцент переносится не на описание природы, а на внутренний мир героя,на его переживания.

Мир воспоминаний! Воспоминания для Ж. имеют высокофилософский смысл. Они дают нравственную опору и помогают пережить скоротечность жизни (не любое, а светлое доброе воспоминание. Он подмечает мелочи, кот. Не все видят (последний луч зари и др. Индивидуальное отличает Жуковского. Отразилась душа самого поэта. Экспрессивность, яркая окрашенность. Это был ранний период.

Во 2-ом периоде Жуковский пишет самые популярные произведения. Всероссийскую известность ему принесли баллады. Он связал баллады с романтизмом и они стали его признаком. Жуковского называли «балладником». Основной источник баллад – фольклор. Ж. очень избирательно относился к переводам. До Ж. баллады писали и Карамзин и Каменев, но не замечали, т.к. в них не было романтизма.

Первая – «Людмила» (перевод с немецкого «Ленора»), он и действие перенес на Русь и изменил имя героини. Жуковскому важнее всего было представить романтический контекст. Людмила сетует на судьбу. Мать предостерегает дочь. Людмила же не верит, сетует на судьбу. И вот появляется ее жених-мертвец, он увозит ее в полночь, а по дороге и ворон и мертвецы. Она с ним воссоединяется в смерти, т.к. отреклась от веры, их дом – могила.

Стихи Жуковского пленили читателей. Он часто использовал вопросительные высказывания, рефрены. Русский читатель впервые познакомился с таким страшным, необычным (это ведь был перевод из Европы. Легкость, звучность баллады говорили о стиле Жуковского, как об особенном.

Ж. не был удовлетворен балладой – и пишет балладу «Светлана» эта баллада стала более популярна, сюжет похож, но все отличается. Людмила называлась девой, девицей. Светлана называлась милой, она в окружении милых девиц, они гадали. Судьба была важна, то, кто – суженый.

Сказочная традиция. Русская обстановка (светлица и т.д.), национальная окраска. Просторечные слова, песенные выражения («свет очень моих»). Светлана засыпает, ей снится, что жених ее уводит, они едут по заснеженной степи, потом мертвец-жених из гроба, но голубок появл. и спасает ее, а потом она просыпается, она просто заснула во время гадания. И появляется молодой жених, они счастливы.

Мягкость, верность, покорность судьбе – образ русской девушки.

Пафос баллады – романтический. Налицо все атрибуты романтизма: вороны и др. Но баллада светлая, в ней нет мистицизма. Светлана просто заснула. И конец вместо ужаса лирический. Наяву всем сопутствует счастье, а несчастье – лишь во сне может быть.

Нравоучение.

Торжество любви над смертью. Любовь обладает великой силой.


Сейчас читают про: