double arrow

Маленькие трагедии» Пушкина


Тема войны 1812 г. в литературе 1. четв. 19 в.

Отечественная война 1812 года оказала существенное воздействие на литературную жизнь, затронув ее в самых глубинных основах. В первые послевоенные годы предметом художественного изучения стали острейшие социальные проблемы просветительской историографии: проблема «свободы» и «тирании», монарха и народа, войны и мира и т.п. Все это привело к оживлению литературно-философских и литературно-публицистических жанров, в частности тех, которые культивировало «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».

В болдинскую осень 1830, когда в Москве была эпидемия холеры, Пушкин вновь, после пятилетнего перерыва, обратился к драматургии. Из задуманного драматического цикла десяти трагедий поэт завершил только четыре – « Моцарт и Сальери», « Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Слово «Маленькие» указывает на их объём по сравнению с классическим жанром трагедии, состоявшей обычно из пяти актов . Все трагедии-переработки уже известных произведений или сюжетов. Их объединяет попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность. П. показывает несколько вариантов отхода людей от нравственных законов и приходит к выводу, что любой отход от них приводит к деградации личности и человек лишается смысла своего бытия. Пушкин начинает действие в самый кульминационный момент, когда противостояние героев или героя и мира доведены до предела, напряжении доведено до кульминационной точки и ставит персонажей перед лицом смерти либо кончается гибелью одного из них. Предотвращение смерти не устраняет противоречий героев с бытиём или др. персонажами. Разрешение проблемы, в которой мир невозможен, просто откладывается. Изображение – от нравственной готовности к действию, до совершения этого действия. В центре внимание – анализ и мотивировка, благодаря этому сюжет строится как стремительная цепь из событий Пушкин на одну часть весов кладет нравственный закон, а на другую попеременно человеческие соблазны. В скупом рыцаре это – власть, золото и деньги для барона - лишь олицетворение власти над людьми. Ему достаточно не самой власти, а осознание собственной силы и возможности. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти, она же - жажда денег. Барон Филипп деградирует. Последние мысли барона перед смертью - о ключах (от квартиры где деньги лежат).В «М. и С» это слава. Для С. главное не творчество, а то, что творчество дает: успех и славу. Творчество С. основано на соблазне, одни безнравственные поступки порождают другие и жажда славы зарождает в С. зависимость от мнения толпы, лишает его свободы, без кот. невозможно никакое творчество. Своим существованием Моцарт опровергает систему ценностей Сальери и для него само собой разумеющимся представляется выход отравить Моцарта. Как и полагается в трагедии, конфликты приобретают в пушкинских пьесах роковой, независимый от героев характер. Низменные чувства перерастают в страсти, которые существуют как бы над героями и подчиняют себе их настолько, что те не могут противиться им. Так, Дон Гуан - жертва не столько личной страсти, сколько стоящим над ним влечением, которое заводит его на новые подвиги, но как только он влюбляется по-настоящему – он погибает. Над персонажами « Пира» стоит смерть. Одна из центр. идей П. - идея о том, что гений и злодейство несовместимы. Злодейство - результат ложного пути и т.д., и т.п. Маленькие трагедии - философский манифест Пушкина, отражающий его представлений о творчестве и о смысле жизни.Скупой рыцарь. В центре трагедии – столкновение двух форм рыцарства. Барон - в эпоху которого ценилась власть, и его сын, Альбер, живущий в мире культа рыцарских турниров и прекрасных дам. Путём достижения и того и другого являются деньги, наследство. Решение – только турнир. Альбер не прочь заколоть сына, чтобы отстоять, а сын считает, что не дав денег, отец лишает его удовольствий молодости, он не согласен убивать отца исподтишка по совету ростовщика Соломона, но вот бросить отцу вызов – другое дело. В первой сцене – «правда» Альбера, во второй – «правда» Барона. В третьей – конфликт разрешается смертью Барона. Однако, идея этого противостояния вечна.Моцарт и Сальери. Конфликт избранника и жреца. Сальери отдал себя в услужение музыке, забыв о жизни, Моцарт же наслаждается жизнью, однако создаёт произведения искусства, не особенно задумываясь о служении культу искусства. По мнению Сальери это недопустимо, он не только полон зависти, но и негодования, однако он понимает ценность таланта (« Ты, Моцарт, не достоин сам себя!»). В итоге он отравляет Моцарта. Реальный, вещественный яд символизирует яд мысли. Позже Сальери осознает злодейство.Каменный Гость. Подражание Моцарту и Мольеру в легенде о « Дон Жуане». История Дон Жуана известна всем, любовь он ценит только в её остроте, любовные приключения для него мимолётны. Достигнув сердца Лауры, Дон Жуан уже устремляется к новой Авантюре – вдове Донне Анне, и снова завоёвывает её. С такой же шутливостью, с какой он покоряет женщин, Жуан обращается к памятнику мужа Анны, приглашая его посмотреть на свой проигрыш. Статуя оживает.«Пир во время Чумы». Чтобы забыться и не сойти с ума от происходящей в городе чумы, персонажи бросают вызов гибели и погружаются в безумный и весёлый пир. Они знают о своей обречённости, их веселье – веселье обречённых. Каждый по своему проводит это время, молодой человек, призывая всех к вакханалии, Мери поёт тоскливую песню о том, что былое ушло, мир изменился, повсюду смерть. Луиза в печали, а Вальсингам славит Отчаяние и Чуму. Вмешивается религия – появляется священник, и хотя выздоровление души ещё не случилось, излечение произойдёт. Ещё:

Во время Михайловской ссылки возник замысел создания маленьких трагедий о Сальери, Скупом, Моцарте. О Дон Жуане – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». П сосредотачивается на судьбах человеческих. «Скупой рыцарь»: П сосредотачивается на чел душе, охваченной всепоглощающей страстью- скупостью, завистью. Сальери- человек большого ума, но малых скромной силы воли. Он убивает Моцарта, оправдывая это тем, что спасает искусство. В то же время именно эта незаурядность сообщает образам Скупого рыцаря, и Сальери подлинно трагическую силу. Эгоисту- барону противосопотавлен его сын – прямой, великодушный, добрый и отзывчивый Альбер. Также угрюмому и замкнутому, не любящему ни жизни, ни людей, завистнику Сальери противопоставлен довольный, добрый Моцарт. Принцип глубокой человеческой разработки человеческого характера во всей его сложности и противоречиях положен в основу «Каменного гостя». Гл герой – испанский соблазнитель – Дон Гуан.Мольер в «Каменном пире» дал образ Дон Жуана в сатирическом освещении, в качестве безбожного развратника – аристократа. Гофман рисует его в романтическом облике мечтателя, в тщетных поисках идеала истинной любви. Любовные похождения, сменяющие друг друга, составляют главное содержание его жизни. Он представитель Возрождения, безбожник, бросающий вызов верованиям и предрассудкам средневековья. Он дерзок и горд, страстен и бесстрашен.

«Пир во время чумы»- почти подстрочный перевод поэмы Джона Вильсона «Город чумы». Это моральная победа. Торжество человеческого духа над смертью. В песне Мери выражена чистота и самоотверженность большого чувства. Вальсингам борется со всем, что может омрачить человеческую жизнь, он духовно поднимает людей.

В маленьких трагедиях, дающие сложные и противоречивые образцы человеческой души, заключено основополагающее начало проникновенного и анализа и диалектики человеческой души, который составит сильнейшую сторону русского реализма.

Каждая из трагедий отличается отчетливо выраженной национальной окраской.

Ещё:

Были написаны в Болдино в 30-м году,когда в Москве была эпидемия холеры.Все трагедии-переработки уже известных произведений или сюжетов. Их объединяет попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов,их непреложность.П. показ. несколько вариантов отхода людей от нравственных законов и приходит к выводу,что любой отход от них приводит к деградации личности и чел лишается смысла своего бытия.Пушкин на одну часть весов кладет нравственный закон,а на другую попеременно человеческие соблазны.В скупом рыцаре это-власть.золото и деньги для барона-лишь олицетворение власти над людьми.Ему достаточно не самой власти,а осознание собственной силы и возможности.Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти,она же-жажда денег.Барон деградирует. Последние мысли барона перед смертью-о ключах (от квартиры где деньги лежат).В «М. и С» это слава.Для С. главное не тв-во,а то,что тв-во дает:успех и славу.Тв-во С. основано на соблазне,одни безнравственные поступки порождают другие и жажда славы зарождает в С. зависимость от мнения толпы,лишает его свободы,без кот. невозможно никакое творчество.Своим сущ. Моцарт опровергает систему ценностей С. и для С. само собой разумеющимся представляется выход отравить М.Одна из центр. идей П.-идея о том,что гений и злодейство несовместимы.Злодейство-рез. ложного пути и т.д.,и т.п.Мал. тр.-философский манифест Пушкина,отраж. его представлений о творчестве и о смысле жизни.

Ещё:

Б.Н. Рассадин в книге "Драматург - Пушкин" показал, что Пушкин не раз оставлял в молчании своих героев при их встрече со злом. Вопросом без ответа завершается трагедия "Моцарт и Сальери"; погружается в задумчивость Вальсингам в "Пире во время чумы"; в недобрую минуту оставляет Пушкин князя в "Русалке"; многоточиями прерываются сцены из рыцарских времен; безмолвствует народ, услышав о смерти Марии и Федора Годуновых.

Относительно литературных источников «Русалки» мнения исследователей расходятся. С. Бонди, В. Рецептер и С. Рассадин совпадают в том, что «Русалка» имеет много общего с «Маленькими Трагедиями»: время написания, элемент фантастики, использование «мирового образа», развёртывание только «кульминационного периода» жизни своих героев. А Н. Берковский сравнивает «Русалку» с «Песнями западных славян», в частности, с песней «Яныш Королевич».[

С. Рассадин убеждён также в том, что основным литературным источником «Русалки» явилась комическая опера Н. Краснопольского «Леста, Днепровская русалка»

Б.П.Городецкий утверждает, что в этой драме сочетаются «драматургические достижения «Бориса Годунова» и «Маленьких Трагедий» и на этой основе намечаются новые пути русской народной драмы… С «Борисом Годуновым» «Русалку» сближает протяжённость её действия во времени, что позволяет Пушкину показывать характеры «сценических героев» в их развитии, «в зависимости от обстоятельств», воздействующих на них. В то же время, «Русалка стоит ближе к «Маленьким трагедиям», так как её глубокий психологизм раскрывается в условиях «...глубоко личной драмы героев»

«Для Пушкина, — пишет С.Рассадин, — главное не покарать, а понять и объяснить». Драма, по мере своего развития, «...обрела новое качество, для которого нужен новый финал. Какой — этого Пушкин, по-видимому, ещё не знал»

Жанровое своеобразие «Русалки» анализирует и С. Рассадин. Он обращает внимание на нестандартность экспозиции, на её внезапность, неподготовленность. Он определяет конфликт драмы, как столкновение разных «правд»: «правды дела» в лице Мельника, «правды власти» в лице Князя и «правды любви» в лице Дочери Мельника. Анализируя сцену свадьбы в тереме Князя, Рассадин пишет: «...В предыдущей сцене произошла трагедия: утопилась девушка. В сцене свадьбы трагедия пережита — поэтом и нами...» На всём протяжении сцены мы ощущаем её присутствие, становимся «...причащены её страдающему взгляду». Отсюда С. Рассадин делает вывод о том, что эта сцена построена по законам лирического стихотворения, так как свадебный пир воспринимается нами через героиню, через её отношение к происходящему. Таким образом, Пушкин «...передоверил ей своё право поэта внушать нам свой взгляд, заражать своим лирическим настроением...»


Сейчас читают про: