П.1. Религия

Особенности духовной культуры египетского общества.

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток: главный бог Египта – бог Солнца как «Восходящее солнце» назывался Хепри, как «Солнце в зените» - Ра, как «Солнце перед закатом» - Атум. Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Также он почитался как покровитель искусств и ремёсел. Одним из немногих он изображался только в облике человека.

Как древнейшего из богов его знали во всём Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели

иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун —

первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум,

позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла

первая пара богов — бог воздуха Шу и его жена, богиня

влажности Тефнут. От них родились Геб — бог Земли и

Нут — богиня неба, которые, в свою очередь, породили

Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и

изначальные боги, от которых произошли все другие

божества и люди.

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскре­-

шающей природы. Осирис был воплощением добра и его

обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой

Осириса была Исида (Изида) — богиня плодородия, воды

и ветра, волшебства и мореплавания.

Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса — бог Гор, бог Солнца, побеж­дающий силы мрака, почитался в облике Сокола.

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в рели­гиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю.

Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тогу приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе».

Боги Египта

Как воплощение божества почитались некоторые иные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, кро­кодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем бога Птаха, символом плодородия.

Бык Апис жил в специальном священном хлеву при

храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы.

При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали.

Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда он умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника – «новорожденного Аписа» — были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов, жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто суще­ствует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать мате­рей». Это Высшее Существо — творец Вселенной — едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом, в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: