Испанский костюм

Блестящая экономическая ситуация выдвинула испанский двор, его нравы, общество и моду на передний план европейской жизни в XVI в. Скованная строгими догмами религии, с одной стороны, взбудораженная проникновением через Пиренеи гуманистического мировоззрения итальянского Ренессанса, с другой, испанская культура приобрела чрезвычайно противоречивый характер. Эта сложность испанского Возрождения усугублялась еще элементами мавританской культуры (от владычества мавров Испания освободилась только в конце XV столетия).

Испанская мода в течение ряда десятилетий господствовала во многих странах Европы. Наиболее сильное влияние оказала она на Францию, через Францию - на Англию и даже отчасти на ряд областей Италии.

Огромное влияние на характер испанского костюма оказывала католическая церковь, роль которой была очень велика в это время. Она предписывала сокрытие форм тела под плотными одеждами, регламентировала цветовое решение костюма.

В отличие от итальянского, испанский костюм изменял формы тела и подчинял их определенной строгой схеме. Так, женская фигура по силуэту напоминала два равнобедренных треугольника, соединенных вершинами. Мужской же костюм, не менее неудобный, должен был напоминать закованного в латы средневекового рыцаря.

В первой половине XVI века мужской костюм имел сравнительно мягкие, удобные формы. Он состоял из рубашки, узкого короткого камзола с длинными неширокими рукавами с небольшими прорезями, в которых виднелась подкладка. Покрытая прорезями поверхность ткани называлась “иссеченной” тканью. Она появилась в Испании первоначально, как в Италии, в целях удобства - узкую одежду разрезали на сгибах локтя, плеча, колена и т. д. Далее “иссеченная” ткань перестала играть утилитарную роль, а стала чисто декоративным приемом отделки, подчеркивающим пренебрежение аристократии к дорогим тканям. На ноги надевали чулки- трико, сшитые по форме ноги, а сверх трико - узкие поколенные штаны.

Верхней одеждой служил широкий, доходивший до середины бедра распашной кафтан с короткими и широкими (в виде буфа) рукавами и большим шалевым, часто меховым, воротником. Обувью служили мягкие туфли без каблуков, сшитые из цветной кожи или мягкой ткани, часто из бархата. Обувь была с очень широким носком - так называемая “медвежья лапа”. В моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Головным убором служил берет с жестким околышем. Необходимым дополнением к костюму по - прежнему были перчатки, которые обычно не надевали, а держали в руках. В XVI веке меч заменили легкой шпагой.

К середине XVI века костюм стал строже, скованней. Новый вид камзола, так называемый “колет”, представлял собой короткую узорную куртку, подбитую ватой и сверху донизу застегнутую на пуговицы. У колета были узкие рукава, иногда колет имел второй, декоративный рукав, спадающий с плеча.

С середины XVI века появляются не шитые, а вязаные чулки- трико, что стало возможным в связи с изобретением вязальной машины.

Сверх трико надевали короткие, до середины бедра, штаны в виде двух шаров, набитых паклей, так называемых “бричес”, поверх которых нашивали выстроченные полосы ткани, иногда другого цвета.

Неотъемлемой частью костюма была так называемая “фреза”, плоеный крахмальный воротник. Верхней одеждой служили плащи - короткие и длинные, иногда с отложным воротником. Шпага, кинжал и перчатки

по прежнему дополняли костюм испанца. Обувью служили мягкие с заостренными носками башмаки, они часто имели прорези, из-под которых виднелась подкладка.

Женский костюм этого времени был очень неудобным - жестким, стесняющим движения. Одновременно носили два платья, причем верхнее от талии было распашным, а нижнее - глухим. Юбка имела форму конуса благодаря каркасу из металла или тростника, на который она была натянута. Юбка доходила до самого пола, так как согласно этикету испанки не могли показывать ноги. Такая форма юбки называлась “вертюгард”. Лиф платья был чрезвычайно узок и заканчивался книзу мысом.

В середине XVI века в лиф начали вставлять металлические планки или пластины из китового уса, что превратило нижний лиф в стягивающий грудь корсет. Платье плотно закрывало грудь и шею, и если даже имелось декольте, то его обязательно прикрывали вышитой вставкой. Ворот обычно заканчивался гофрированным воротником- фрезой. Нижнее платье имело узкие рукава, которые были видны через широкие и длинные верхние.

С середины XVI века форма рукавов изменилась: рукава нижнего платья остались неширокими, однако их перехватывали в нескольких местах (буффировали), а рукава верхнего превратились в короткий жесткий буфф.

Обувью служили мягкие туфли. Каблук впервые появился в конце XVI века.

Прическа была простая и строгая, волосы красиво убирали цветами, драгоценностями. Головные уборы носили редко, зато как самостоятельный вид головного убора в Испании существовали вуали. Накинутые на голову или плечи, они спускались почти до пола, окутывая фигуру легкой тканью. Это “мантильи”, воспетые в бесчисленных балладах и романсах. Верхней одеждой служил плащ, дополнением к костюму были перчатки и веера. Испанцы широко использовали в костюме черный цвет, который был любим и в народном костюме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: