double arrow

Литературные общества и декабристское движение (ВОЛРС, «Зелёная лампа»). Творчество В.К. Кюхельбекера и Ф.Н. Глинки


Вольное общество любителей российской словесности – 1816-1825 гг.

В 1819 Глинка – председатель общества

Революционная работа.

Литературе уделяли особое внимание: просвещение, пропаганда.

Новое значение литературы – общественное сродни политике.

1825: Бестужев и Домашний комитет осуществляли политическое руководство литературой. Их журнал – «Соревнователь, альманахи «Полярная звезда(Бестужев, Рылеев), «Мнемоника» (Кюхельбекер)

1819-1920 гг. содружество «Зеленая лампа» в доме Всеволожского.

Зеленый цвет - свет и надежда.

Идея народности была свойственная декабристам. Самобытность народности – Материалы о правах, обычаях, преданиях – много песен, стилизованных под крестьянские.

Здесь о тяжелой доле народной, о Родине, о том, что надовстать и изменить жизнь. Чаще всего – романтическая, фольклорная символика – чтобы передать национальный склад души русского человека.

СТИЛИ

  1. ДРЕВНЕРУССКИЙ
  2. АНТИЧНЫЙ
  3. ФОЛЬКЛОРНЫЙ

АНТИЧНЫЙ РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

- идея республики и борьба за нее

- массовые сцены спора, сражения

- античные площади. Храмы

-герой-оратор – высокая лексика

- драматизм




ДРЕВНЕРУССКИЙ РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

- опора на древнерусскую литературу

- разнообразие жанров: думы, баллады, героические песни

- много о Новгороде, о смуте, о Петре – в основном драматические события

-прославление патриотических подвигов

- образы героев складываются из их поступков, но есть и интерес к внутреннему миру героя

- как такового историзма не было, он был условен, а важен – патриотизм.

- близок фольклорный стиль

ФОЛЬКЛОРНЫЙ РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

- опора на русский стиль, чтобы создать особый язык произведения.

- образы поля, тройки

- размышления о воле, тяжелом роке, о родном доме.

- часто стих становился песней, забывался автор (Глинка)

ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ ГЛИНКА (1786-1880)

Первопроходец и декабристкой литературе.

Когда декабристское творчество зарождалось, он уже был зрелый известный. Глинка был человеком маленького роста с добрым нравом. Он был храбрым, был военным и был гражданским поэтом. Книга «Письма русского офицера» -1812 г. – заграничный поход.

«Союз спасения» и «Союз благоденствия»

Много выступал с публичными речами и других призывал.

Был председателем «Вольного общества любителей русской словесности» в 1819 году.

Писал военные гимны

Ввел образ героического гражданина, который готов сражаться насмерть против тирании.

Народные, песенные интонации, чувства простых людей. Близок к фольклорной поэзии.

«Сон русского на чужбине»

14 декабря 1825 года – арестован – крепость- Петрозаводск, но Питер – Тверь – там прожил до кончины.

Лирика ссылки: мотивы тоски, обреченности.

Песни получали общественную известность, а автора забывали.



ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР(1797-1846)

Очень тяжелая и незадачливая жизнь – самая тяжелая из писателей. Незадачливы лицейский товарищ Пушкина, отпускавшего постоянно шутки в его стороны « было мне и кюхельбекерно и точно». Кюхлю называли и чудаком и сумасбродом, но на самом деле он учился первосходно, был лучшим. Стихи начал писать в лицее, хотя и криво сначала. Не гнался за общей модой на французский язык.

Республиканские воззрения. Переспорить его было нельзя, он был последователен. Литература для него – это просвещение русских людей, русский язык.

Он был против модных заимствований слов, языка высших слоев.

Государственный романтизм + классицизм (гражданская патетика).

Создатель журнала «Мнемоника». Статья «О направлении нашей поэзии» - в ней К.изложил свою литературную программу :

Сила

Работа условия

Вдохновение

Послание

Элегия 3 жанра рассматривал

Ода

И только ОДАудовлетворяла

Декабристская лексика у него

-пламень жертв

-священные узы

- вольность

Он идеализировал сущность поэта: поэт у него – прорицатель истории, судеб людей, защитник гонимых.

«Тайное Северное общество» Был в казармах восставших войск, был 14 декабря 1825, пытался застрелить брата царя – был сел, как декабрист.

Петропавловская крепость – суд – на 20 лет каторги. В ссылке было тяжело физически и морально. Но он писал и писал много. Его герои: крупный характер, высокая нравственность, душевное равновесие, патриотичность. Чаще – вожди. Позднее происходит углубление в характер героев, создание психологического творчества. Он писал о трагических жизнях (о жизни Пушкина, о совей «Участь русских поэтов» Последнее годы жизни было тяжело физически, умер в Тобольске,но до конца жизни гордился, что он декабрист и поэт.



Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) – один из активнейших деятелей декабристского движения. До 1825 г. он выступал преимущественно как поэт-лирик и критик, пропогандируя высокую и национально самобытную поэзию. В качестве драматурга К. стремился создать трагедию в духе гражданского романтизма («Аргивяне»). Долгие годы заключения в крепостях и ссылка в Сибирь не сломили К. Продолжая напряжённый литературный труд, он писал лирические стихи, поэмы, драмы, роман, вёл дневник, переводил Шекспира. Но, изолированный от общества, почти ничего из своих произв. не мог увидеть в печати. Он имел романтические предпосылки, но и некоторые тенденции новой, реалистической эстетики. Творчество его остаётся романтическим, хотя для поэта-романтика и не прошло бесследно утверждение реализма в рус. лит. Он верен своим общественным идеалам. В стихотворении «Тени Рылеева» он рисует образ казнённого поэта-декабриста, который, обращаясь к поэту-узнику, открывает ему будущее:

«Поверь, не жертвовал ты снам:

Надеждам будет исполненье!»

В стихотв. «19 октября 1837 года» (19 октября - годовщина основания Лицея, по традиции отмечавшаяся бывшими лицеистами) слышатся ноты трагической безнадёжности и религиозного примирения:

«…А я один средь чуждых мне людей

Стою в ночи, беспомощный и хилый,

Над страшной всех надежд моих могилой,

Над мрачным гробом всех моих друзей…

Пора и мне! – Давно судьба грозит

Мне казней нестерпимого удара…»

В одном из поздних стихотворений «Участь русских поэтов» (1845) К., вспоминая смерть Рылеева, Пушкина, Грибоедова, скорбно обобщает:

«Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжелее всех судьба казнит Россию»

Наряду с лирикой, в которой теперь над одой преобладает элегия, К. создаёт исключительный по своим масштабам и форме цикл романтических поэм. Прибегает к исторической символике. Черты декабристского эпоса, знакомые нам по произв. Рылеева и Одоевского, нашли развитие в поэмах К. В трагедии с античным сюжетом К. сохраняет черты традиционного жанра. Хор, состоящий из пленных аргивян (отсюда название трагедии) даёт морально-политическую оценку героев и событий. Трагедии не чужда идея рока. К. сохраняет единство времени (но нарушает единство места). Речь героев, без различия и общественного положения и конкретной ситуации, выдержана в высоком, славянизированном стиле. Но: стремление выйти за нормы классицизма в сторону большего исторического и психологического подобия. Одним из первых К. вводит в трагедию пятистопный ямб вместо александрийского стиха, отказываясь в значительной части трагедии от рифмы.

Ещё:

Историческая обстановочка примерно следующая. Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные тоже не отстают и с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.

Традиции гражданской лирики в духе Классицизма были продолжены и поэтами «Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств». Их неофиц. Называют «Поэтами - радищевцами», потому что они разделяли идеи А.Н. Радищева, в обществе так же состояли его сыновья. Поэты В.О. ( первонач. - «Дружеское общество любителей изящного») ( из писателей Попугаев, Измайлов, Каменев, Востоков и др.) представляли собой неоднородную группу людей, «Стремящихся к взаимному себя усовершенствованию во имя общей пользы».Большинство из них – незнатного происхождения, а программными произведениями явл. работы Монтеське, Беккария, Филанджиери и др. Целью мол. людей было избавление людей от невежества, стремление растолковать принципы, на основании которых можно построить гармоническое общество. Не будучи революционерами, они критически относились к крепостничеству и деспотизму. Они руководствовались идеей воздействия на монарха, посвятив этому ряд произведений. Официальное признание общество получило в 1803 году. Основные идеи сторонников неоклассицизма (большинство в обществе), заключились в искл. Роли человека, его разума, его деяний. Так, в оде Пнина « Человек», спет гимн человеку, который на земле, как бог на небесах. В этом виден решительный поворот русской лирики к личности, вопреки прежним «Классицистическим» идеалам доблести. Поэты вольного общества проявили интерес к русскому фольклору, к экспериментам в области стихосложения. Вместо силлабо-тоники они пробовали тоническую систему, безрифменный стих. Переводили античных авторов, пытаясь сохранить метрику оригинала. Проблема эта была весьма актуальна, так как русская литература в это время активно приобщалась к достижениям культуры Зап. Европы.

Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых обществом и связанных с ним – альманах «Свиток муз» (1802 - 1803), жур. «Периодическое издание общ-ва любителей…»(1804 – вышел только один номер), жур. «Северный вестник» (1804 - 1805), «Журнал рос. словесности» (1805), «Санкт-Петербургский вестник» (1812) и др. В журналах рядились все на те же темы крепостного права, гос. устройства и просвещения.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Идеи высокой гражданственности и народности разделяли и члены «Дружеского литературного общества» , открытое в янв. 1802года, а в ноябре уже распалось. В него входили воспитанники МУ и Университетского Благородного пансиона Андрей и Александр Тургеневы, Жуковский, Воейков. Если половина из них принимали литературные принципы Карамзина, то лидер кружка, Андрей Тургенев, считал, что Карамзин увлёкся «мелочными родами» и что он уводит русскую словесность на путь отвлечённых чувств от проблем современности. Время Карамзина, по его мнению, прошло. Андрей надеялся обновить гражданскую лирику и написал несколько стихотворений в высоком стиле. Эти взгляды во многом способствовали подготовке программы декабристов. Но само общество Тургенева не поддерживало его взгляды и оставались сторонниками Карамзина и сентименталистами.

Впоследствии, вокруг Карамзина собирается литературная молодёжь, но это уже история полемики двух других лит. Обществ 19 века « Арзамас» и « Беседа любителей русского слова».







Сейчас читают про: