Общая характеристика жизни Древнего Египта. Древняя Месопотамия, Передняя Азия

Часть І. Древний Египет

Древний Китай

Древняя Индия

Древняя Месопотамия, Передняя Азия

Древний Египет

Тема: Культура ранних цивилизаций Востока

Лекция 3 - 4

Древнегреческий историк Геродот – посетил Древний Египет и описал его так: Древний Египет – это

- страна чудес,

- колыбель мудрости,

- родина самих древних богов,

- дар Нила.

С древнегреческого «Египет» значит «загадка, тайна»; на языке Древнего Египта страна называлась «Кемет», что значит «черная земля».

Цивилизация Древнего Египта оставляет впечатление вечности и редкой целостности.

Древний Египет - это страна, где зародились многие виды и формы искусства, которые потом развивались в разных странах и во все времена.

Древний Египет – это узкая полоса земли вдоль течения Нила, это первое в истории человечество государство.

Иероглифы на всех памятниках Древнего Египта – это оставленные нам таинственные знаки вечности. На Древнем Египте до сих пор лежит мистический покров загадочности, непонятой символичности. Тайны древних камней не разгаданы до сих пор.

Первое исследования Древнего Египта предприняла экспедиция Наполеона.

Египтяне – это не коренное население Африки, это разные смешения древних первобытных племен Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Древний Египет создается на базе доисторических культур Бадари, Меримде и Нагады, около 3000 лет до н.э. Сначала были созданы Верхнеегипетская и Нижнеегипетская державы, потом они объединяются и создают столицу г. Мемфис при фараонах Нармере и Аха. От этого древнейшего времени Древнего Египта до нас дошла стела фараона Нармера.

Нил для египтян - священная река. Один из древнеегипетских гимнов гласит: «О, Нил, ты всей стране откровение и оживление Египту!» Зависимость жизни древних египтян от ежегодных разливов Нила была абсолютной, так как без этого они были обречены на голодную смерть. Ночь переполнения вод Нила и его разлив - праздник Древнего Египта, эту ночь называли «ночь капли». Если этой «капли» не было - наступал голод.

Семь чудес света в Древнем Египте:

1. Большая пирамида Хеопса

2. Гробницы в Долине царей (всего 62)

3. Храм царицы - фараона Хатшепсут

4. Большой сфинкс

5. Храмовый комплекс в Карнаке

6. Храм Рамзеса Великого в Абу-Симбел

7. Гора Синай

География Древнего Египта: узкая длинная полоска земли вдоль Нила, плодородная долина Нила, длина – 1000 км, ширина – 10-20 км. Это земля между Сахарой и Красным морем, это каменистая пустыня, которая благодаря илу превращалась каждый сезон после разлива Нила в цветущую долину. Географически страна была очень замкнута от всего остального мира, поэтому Египет тысячелетиями развивался по своим законам, сохраняя свои традиции тысячелетиями.

Природа Древнего Египта: яркое чистое безоблачное небо, песчаная земля, вечно сияющее солнце, как золотой дракон, широкая река Нил, плоские горы, пальмовые рощи, заросли папируса, цветы лотоса. Все это и составило основные природные мотивы в искусстве Древнего Египта.

Жизнь древних египтян характеризовалась следующими общими чертами:

- строгое разделение на касты: воины – земледельцы – жрецы

- древнеегипетское искусство → стремление к выражению абсолютного покоя (сравни: древнегреческое искусство → это стремление выразить душевный порыв)

- культ смерти и заупокойный культ: во время пиров носили гроб с изображением мертвеца, пирамиды – это огромные гробницы над прахом, человека с рождения готовили к переходу в Царство Мертвых, гробницы фараона начинали строить уже сразу после его рождения

- в искусстве благодаря этому заупокойному культу и пренебрежению суетой жизни идеально проявилось небывалое воплощение созерцательного покоя: величавая недвижимость статуй, строгость архитектурных мыслей, абсолютная статичность, любое движение выражено неловко или условно

- зависимость жизни людей от разливов Нила - плодородный ил укрывал берега Нила после его разливов и позволял садить различные злаковые и другие культуры; ила хватало лишь на 1 год.

(творческое задание: по желанию прочитать роман Т. Манна «Иосиф и его братья» и написать свое понимание концепции избранничества Иосифа и любого человека- NB)

- ради урожаев – вынуждены развивать систему орошения

- ради орошения – вынуждены развивать строительство и точные науки

- ради необходимости централизованного государственного управления большой территорией со стороны одного фараона в столице страны вынужденно развивается иероглифическая письменность, чтобы письменным образом передавать государственные указы и политические решения, в качестве писчего материала используется папирус

- неограниченная власть фараона, с греч. «фарао» (по-египетски это звучало как «пер-о») значит «большой дом». Фараон носил титул «Сын солнца»; жизнь фараона, жрецов и знатных вельмож в Древнем Египте представляла собой сложные церемониалы

- религия включала в себя множество богов (см. ниже египетский пантеон)

- важнейшую роль в жизни египтян представлял заупокойный культ (см. ниже)

- первый фараон династии Менес (III тыс. до н.э.) основал город Мемфис = главный центр страны в период ее Древнего царства

- Древний Египет - это была рабовладельческая цивилизация

- господство мифов, которые были синкретичны (синтез и целостность разнородных понятий в первобытном мышлении человека, единство материи и духа) - это было переплетение религиозных, этнических, эстетических, юридических, политических представлений

- «Тексты пирамид» - это надписи на стенах внутри пирамид в Древнем царстве, в период V и VI династий, которые помогали фараон после смерти найти дорогу к богам и слиться с ними

- в Среднем Царстве тексты пирамид были заменены на «Тексты саркофагов» - они писались на внутренней стороне всех крышек саркофагов, расположенных уже не в пирамидах, а под землей, в гробницах

- в новом царстве «Книга мертвых» обобщила все религиозные тексты двух предыдущих периодов, разработала категории этики на основе свободы выбора человека

Древнее царство (примерно ІІІ тысячелетие до н.э.) было временем создания письменности, религии и большинства законов управления жизнью в Древнем Египте, временем открытия главных принципов художественного древнеегипетского творчества. Это был «золотой век» Древнего Египта.

Вера в достойное продолжение земного пути за чертой смерти порождала заупокойный культ.

Художественные произведения считались не просто украшением жизни, а жизненным началом, поэтому произведения искусства воспринимались как носители вечной жизни.

Мемфис - столица Древнего царства, стал первым художественным центром в Древнем Египте.

Изобретения науки и техники в Древнем Египте:

- развитие астрономии: около 4320 года до н.э. в Египте был принят календарь в 365 дней, начинавшийся в день восхода наиболее яркой звезды Сириус. 30 суток равнялись 1-му месяцу, последние 5 дней года посвящались Осирису, Исиде, Гору, Сету. Календарь помогал подготовиться к разливу воды в Ниле, из этого же вырос религиозный культ Нила. Этим календарем мы пользуемся и доныне; в 461 г. Гай Юлий Цезарь добавил 366 день в високосный год, в 1582 г. папа Григорий III открыл, что 366-й день появляется в тех датах, цифры года которых делятся на 4, так появился «Грегорианский календарь»)

- развитие землемерия

- развитие медицины: врачи - это были маги и жрецы богини Сохмет, во главе всех целителей был бог Тот, богиня Тауэрт (в виде гиппопотама) была покровительница рожениц, богиня Нейт – покровительницей врачей, при храмах создавались «дома жизни», в которых обучали жрецов-врачей; найдено 10 медицинских папирусов; первый известный придворный врач – Имхотеп (он же – архитектор Джосера)

- развитие математики (десятичная система), развитие геометрии, Архимед изучал математику в Египте, мера длины – «локоть», он состоял из из 7 «ладоней», а «ладонь» - из 4 пальцев, появились теории треугольника, степень и корень квадратный, было открыто число Пи – 3,14

- изобретение шадуфа – по принципу колодезного журавля.

Начиная с Нового царства, были сделаны следующие открытия в науке и технике:

- Папирус Эдвина – учебник анатомии и хирургии

- Древнейшие солнечные часы

- Первые клепсидры (водяные часы)

- Изделия из стекла

- Совершенная техника бальзамирования мумий

- День и ночь делили на 12 частей – разных зимой и летом

- Астрономия отражалась в египетской мифологии

- На внутренней стороне крышки саркофага – изображались карты звездного неба, чтобы помочь с ориентироваться душе умершего. Небесные тела – воплощение божества Нут = богиня неба, звезды = ее дети.

Древнеегипетская письменность:

- Ее создатель – бог мудрости Тот (он же - бог Луны, сын Ра), сам Тот изображался как человек с головой ибиса (это птица, типа цапли). Тот считался и богом времени, который разделил время на дни и месяцы, и вел летоисчисление; и богом мудрости, который создал письменность и счет, и научил этому людей, и автором священных книг, и покровителем ученых, писцов, библиотек

- Иероглифическая письменность, иероглифы - это один знак или рисунок, обозначающий целое слово или понятие

- Писчий материал - папирус – это тропическое водное растение (≈ тростник), из стеблей папируса выделяли сердцевину, затем разделяли ее на полосы, затем их вымачивали, после это отбивали и превращали в лист, потом его скручивали, и он не мялся, потом листы соединялись в свитки до 40 м.

- Писали справа налево.

Расшифровал смысл египетской письменности в 1822 французский египтолог Жан Франсуа Шампольон. Ему помогла в этом надпись 196 г. до н.э. на Розетском камне (найденном в дельте Нила), сделанная египетским царем Птолемеем V на 3-х языках: греческом, древнеегипетском иероглифическом письме и демотическом письме древних египтян.

Иероглифическое письмо - иератическое письмо - демотическое письмо.

Иероглифическое письмо: Основа египетской письменности: иероглифы (это слово означает: «священный» + «вырезанное»). Один рисунок обозначал одно слово или понятие. Иероглифическое письмо всегда сочеталось с росписью и рельефом. Писали справа налево тростниковой палочкой, красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение ”красная строка”).

Иератическое письмо: позднее употреблялась более удобная скорописная форма иероглифического письма, так называемое иератическое. Название походит с греческого «священный». Ввел это название также Климент Александрийский. Это священное письмо жрецов развилось приблизительно в III тысячелетии до н.э. Возникновение иератического письма связывают с применением папируса как материала для письма. Сначала переписчики копировали формы иероглифов, высеченных на камнях, а со временем стали сокращать и совершенствовать некоторые знаки. Так и выработалась иератическое письмо, которое, хотя и походит от первобытного египетского, по качеству, однако, он было уже новым. Название этого вида письма «священным» является условным, так как сфера его воздействия была намного шире и охватывала все стороны общественной жизни. С изобретением папируса изменяется не только внешняя форма иероглифов, но и их содержание. Постепенно значение иероглифов как идеографического письма – обозначение понятий, вещей в некоторых случаях заменяется хотя и примитивным, но фонетическим письмом. Для этого египтяне составили алфавит, но в нем совсем не было гласных. Написать слово, напоминающее какую-то вещь, было просто, но когда оно не ассоциировалось с вещью, дело усложнялось. Тогда, плюс к сотне известных иероглифов, означавших слова, египтяне придумали еще 24 настоящих буквы. В египетском языке было очень много коротких слов, например «пуи» - одеяло, «ро» - рот, согласно новым правилам, рисунок рта также обозначал букву «р».

Демоти́ческое письмо — одна из форм письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях. Название этого вида письма позаимствовано у Геродота (греческого историка), который назвал его народным письмом. Оно постепенно вытеснило иератическое письмо. Демотическое письмо употреблялось около 1200 лет. На протяжении этого времени оно изменялось и развивалось. Оно представляет собой упрощённый скорописный тип письма. Знаки писали горизонтально справа налево. Основные отличия демотики от иератики: сокращение общего числа знаков, увеличение количества слов, написанных алфавитными знаками, первые попытки передачи гласных звуков знаками, обозначающими согласные. Трудность прочтения демотических текстов состоит в том, что один знак с одной стороны имеет несколько значений, а с другой — несколько вариантов написания, сильно отличающихся друг от друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: