Гуманистические идеи

Эразм Роттердамский, Мишель Монтень

Гуманизм – вера в человека.

Джордано Бруно «о героическом энтузиазме»: Бог наделил человека высокими качествами.

Действия людей зависят от общества

Социально-философские мысли.

Средневековье: миром правит Бог, иерархическая структура общества, незыблемость созданного Богом порядка

Возрождение: в мире много несправедливости и зла, у человека есть разум, и он видит это всё, почему есть люди, которые имеют все, а другие обречены на страдания? справедливо ли это?

Это было в античной философии в трудах Платона и Аристотеля

Философы эпохи начинают обращаться к трудам Платона и Аристотеля.

Античность: Человек должен найти источник счастья в себе самом

Возрождение: Как создать предпосылки общественного счастья? Какую роль играет политика, право, экономическая организация?

Никола Макиавелли «Государь» = «Князь» посвятил Лоренцо Медичи

ü Даёт советы как прийти к власти, как её удержать

ü Основано на истории Греции, Рима, современной ему истории

ü Считал, что успешный политик должен сочетать в себе качества 2х животных лисы и льва

ü Умение отступать от добра

Отрицательно род Медичи: женщины убивали некоторых своих детей

Никола Макиавелли: историк

Оппонент Николы Макиавелли – Томас Мор

основоположник утопического жанра

ü Исходил из общехристианского воззрения

ü Цель политики: содействовать общему благу

20.03.12

Философия Нового времени (16 – нач 17 вв)

1. Новое время

2. Просвещение

3. Немецкая классическая философия

Характеризуется борьбой с отжившим себя укладом и появлением нового экономического строя

Феодальный уклад сменяется буржуазно – экономическим переделом

Первая революция в Нидерландах – передовых экономически и наиболее свободомыслящих.

1789г начало Французской революции

Ø Основные представители нового времени 1ого этапа:

Френсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Лейбниц

Ø Основные направления: эмпиризм, рационализм, дуализм, монизм

Френсис Бекон (1561-1626гг)

ü Основатель английского материализма

ü Создатель эмпиризма – познание начинается с накопления фактов через наблюдение и эксперименты

ü Основатель науки

ü Основатель индуктивного метода

ü «Знание – сила», но настоящей силой оно становится тогда, когда приности пользу людям

ü Задача: ревизия = пересмотр всего научного знания

ü «Великое восстановление наук» - Новый органон

ü Знания надо рассмотреть с точки зрения допустимости

ü Поставил проблему искажения мира в человеческом познании
Для этого:

1. Очистить разум от заблуждений

4 вида заблуждений (идолов):

1) рода – находят основание в природе человека

2) пещеры – ошибки, присущие каждому идущие от воспитания, привычек души и тела, поэтому каждый сколене в процессе познания совершать ошибки, свойственные только ему

3) площади - возникают в языке, образуются как неверно употребляемые слова, навешивание ярлыков (Бозон Хикса – частица Бога)пример: кенгуру = я тебя не понимаю

4) театра – возникают из философских догм и неправильных философских теорий

Примеры: философский камень, поиск эфира

Ø чтобы очистить разум от идолов, необходимо исходить из опыта – эмпирический метод

Ø главный путь развития знаний: наблюдение, эксперимент, индукция.

Виды опытов: (единственных исочников знаний)

1) Плодоносные – получение результата, имеющего практическую значимость

2) Светоносные – служат углублением теоретических знаний

Таблицы Бекона.

Индуктивный метод – получение знаний за счет обобщения с целью выявления закономерностей, позволяющих объединить в серию

Индуктивные методы: сходства, различия, сопутствующие изменения

3 типа учёных:

1) Путь паука – выдумывает свою теорию из себя, только теоретизирует

2) Путь муравья – ученый эмпирик, проводит огоное клличество опытов, но не может их объединить

3) Путь пчелы (самый правльный)

Система поэтапного познания:

1) Обобщить научные факты

2) Выявить законы

3) На основе этого можно узнать законы природы

Опыт – знание о вещах – знания законов природы

Томас Гоббс (1588 – 1679)

ü Система механистического материализма

ü Вводит понятие естественное право

ü ДОМА ОСТАЛЬНЫЕ БУРЖУАЗНАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА, РАБОТА «ЛЕВИОФАН»- ВЕЛИКАН, КОТОРЫЙ БЫН ПОБЕЖДЕН ДАВИДОМ, У ГОББСА ЛЕВИОФАН – ГОСУДАРСТВО

Домашняя работа.

Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжа­телем философской традиции Ф. Бэкона:

• решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию;

• целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу;

• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта;

• был убежденным материалистом;

• считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства;

• разработал теорию государства;

• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возник­новения государства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса — гносео­логия (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание глав­ным образом благодаря чувственному восприятию.

Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует " знаками " и дает их следую­щую классификацию:

сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищ­ников, мяуканье и т. д.);

метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);

произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

знаки в роли "меток " — специальная "закодированная" речь, по­нятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновре­менное использование как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

«Левиафан» Гоббса.

Гоббс стал автором всемирно известной книги " Левиа­фан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кром­веля), в которой обосновал теорию общества и государства.

Суть Данной теории в следующем:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой действий человека являются личная выгода

и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;

• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к " войне всех против всех ", в которой не мо­жет быть победителя и которая делает невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• в целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный) договор, в котором ограничили свои при­тязания и "право всех на все";

• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе — государство;

• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище -"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но кото­рая необходима для поддержания жизнеспособности общест­ва, порядка и справедливости в нем.

Лекция 20.03.12 (продолжение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow