Методические рекомендации по организации изучения курса

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела курса Всего Л ПЗ Самост. работа
  Общественно-литературный процесс во второй половине ХХ века. Общая характеристика.        
  Творчество А.Т. Твардовского.     -  
  Лирическая поэзия 60-х гг.        
  Молодежная проза 60-х гг.        
  Военная проза 60–80-х гг.        
  Деревенская проза 60–70-х гг.        
  Драматургия второй половины ХХ века. Основные тенденции.        
  Философский роман 80-х гг.        
  Идея свободы в литературном процессе 60–80-х гг.        
  Своеобразие литературной ситуации второй половины 80-х–2000 гг.        
  Общая трудоемкость (час.)        

Тема 1. Общественно-литературный процесс во второй половине ХХ века. Общая характеристика.

Общественно-политическая жизнь 60-х годов. Оттепель как особая духовная ситуация. Элементы нового в литературной жизни.

Тема 2. Творчество А.Т. Твардовского.

Эстетическая система А.Т. Твардовского, основные этапы творческого пути.

Тема 3. Лирическая поэзия 60-х гг.

Специфика лирической поэзии 60-х годов. Публицистическая и камерная тенденции. Бардовская поэзия как специфическое явление камерной поэзии.

Тема 4. Молодежная проза 60-х гг.

Молодежная проза 60-х годов и ее эволюция во времени. Типологические черты: особый тип героя-протестанта, формы выражения протеста, специфика бытовых реалий и их функция в прозе шестидесятников.

Тема 5. Военная проза 60–80-х гг.

Стилевое многообразие военной прозы: социально-бытовая, лирико‑ романтическая, условно-философская, народно-эпическая военная проза. Документально-художественная проза о войне. Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка».

Тема 6. Деревенская проза 60–70-х гг.

Социально-историческая и онтологическая деревенская проза. Произведения Ф. Абрамова, В. Тендрякова, В. Распутина, В. Астафьева и др. «Праведники» и «грешники» в деревенской прозе 60–70-х гг. Сопоставительный анализ типологии характеров в произведениях В. Распутина и В. Шукшина.

Тема 7. Драматургия второй половины ХХ века. Основные тенденции.

Драматургия второй половины ХХ века. Творчество А. Вампилова. Духовная провинция в драматургии А. Вампилова.

Тема 8. Философский роман 80-х гг.

Философский роман 80-х как фокус литературного процесса 60–80-х годов. Творчество Ч. Айтматова.

Тема 9. Идея свободы в литературном процессе 60–80-х гг.

Идея свободы как синтезирующее начало в литературном процессе 60–80-х годов. Творчество В. Шаламова, А. Солженицына, Ю. Домбровского, В. Гроссмана, Г. Владимова и др. Человек свободный в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей».

Тема 10. Своеобразие литературной ситуации второй половины 80-х–2000-х гг.

Своеобразие литературной ситуации второй половины 80-х–2000-х годов. Постмодернизм и постреализм как явления новой художественной системы. Проза Т. Толстой как явление постмодернизма. Проза Л. Петрушевской как феномен постреализма.

Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме курса предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний.

Подготовка и проведение лекций и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения практических занятий весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, семинарские, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, занятия-практикумы, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие. Важное место занимает подведение итогов практического занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: