ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Драматургия второй половины XX в.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Человек свободный в романе Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. «Праведники» и «грешники» в деревенской прозе 60-х –70-х гг. (Сопоставительный анализ типологии персонажей В. Распутина и В. Шукшина).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Молодёжная проза 60-х годов и её эволюция во времени.
План:
- Типологические черты молодежной прозы:
а) тип героя;
б) функции бытовых подробностей;
в) особая эстетика: обилие цитат, временные «скачки»
г) предпосылки и формы проявления оптимизма
д) ощущение общности и способы его эстетического оформления в произведениях.
Литература:
- Художественные произведения: В. Аксёнов «Звёздный билет», «Затоваренная бочкотара», «Остров Крым», «Золотая наша железка» («Юность». 1989. №№ 6-7) – одно на выбор.; А. Гладилин «Репетиция в пятницу» («Юность», 1991, № 2); В.Войнович «Путём взаимной переписки».
- Славкин В. Расскажи, о чем тоскует саксофон// Юность. 1991. № 6,7.
План:
- Жанровая и композиционная структура повести.
- Поэтика заглавия и подзаголовка повести. Особенности реализации мотива, намеченного заглавием, в тексте повести.
- Концепция войны В. Астафьева и её реализация в структуре сюжета и характерологии повести.
- Причины смерти Бориса Костяева и гибели Мохнакова.
Литература:
- Вахитова Т.М. Современная пастораль. Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка»// Структура литературного произведения. М., 1984.
- Швец Т.П. Единство противоположностей (К сравнительному анализу повестей В. Астафьева «Пастух и пастушка» и В. Быкова «Знак беды»)// Из истории советской литературы. Пермь, 1992.
- Якименко Л. Литературная критика и современная повесть. Суждения и оценки.// Новый мир. 1973. № 1.
- Яновский Н.Н. В. Астафьев. М., 1982.
Задание: По любому литературоведческому словарю отработать понятие «пастораль».
Примечание: Читать повесть можно в любом издании, однако стоит учесть, что между изданиями разных лет существуют достаточно серьезные расхождения.
План:
- «Праведники» и «архаровцы» В. Распутина как основа типологии характеров его прозы: а) способы создания характеров; б) отличительные черты обоих типов; в) концепция личности В. Распутина.
- «Чудики» и чудачество как способ нравственно-эстетического познания человека и жизни в прозе В. Шукшина.
- Диалектика общего и различного в прозе В. Распутина и В. Шукшина.
Литература:
- Художественные произведения: В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Последний срок» (последнее произведение читается по желанию); В. Шукшин «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Как зайка на воздушном шаре летал», «Сураз», «Вечный двигатель», «Сапожки» и др.
- Горн В. Личность, книги. Барнаул, 1990.
- Золотусский И. Донкихоты из Витека// Новый мир. 1986. № 7.
- Котенко И. Валентин Распутин. М., 1988.
- Курбатов В. Хлеб насущный// Литературная учёба. 1990. № 3.
План:
- Личность и творческое наследие Ю. Домбровского.
- Смысл заглавного образа и его функционирование в структуре романа.
- Система характеров в романе. Зыбин как новый тип героя, доминанты его характера.
- Философская и эстетическая значимость фрагментов из истории христианства в романе.
- Метафорический и символический образ краба в романе и его роль в сюжете и философии романа.
Литература:
- Золотусский В. Палачи и герои. Крушение абстракций. М., 1989.
- Непомнящий В. Homo liber (Юрий Домбровский)// Новый мир. 1991. № 5.
- Пискунова С. Эстетика свободы// Звезда. 1992. № 1.
- Семенова С. Образ Христа в современном романе// Новый мир. 1989. № 11.
План:
- Особенности «родословной» А. Вампилова-художника. Внутренняя близость к деревенской прозе и элементы полемики с ней. Специфичность характеров и обстоятельств драматургии Вампилова.
- Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» как фокус театра А. Вампилова:
а) символическая многозначность места действия;
б) система характеров в пьесе;
в) особенности развития сценического действия в пьесе (система событий и их иерархия в пьесе);
г) сквозные мотивы в пьесе и их смысловая нагрузка;
д) характер авторских ремарок, их взаимодействие с монологами и репликами персонажей.
Примечание: На основе материала практического занятия и просмотра экранизации пьесы А. Вампилова «Старший сын» составить список типологических черт драматургии писателя.