double arrow

Лекция 24апреля2012. Чернолучье


Повести 1880гг.

80 гг- явно меняется характер прозы Т . он на долгое время отказывается от романного жанра. Он пишет повести и рассказы. Героем оказывается не интеллектуал,а обычный средний человек, дворянин,чиновник. Все они переживают сильнейшее внутреннее потрясение и пересматривают свое отношение к жизни в целом. У Т остро ставится проблема необходимости дух перерождения современного человека. Надо найти свой путь и жить иначе. Т резко критикует фальшивые святыни и нормы общетсва. «Смерть ивана ильича». «Крейцерова соната», «дьявол» отец сергий. Самым большим обобщением явл повесть Смерть Ивана Ильича. Толстой — обличитель повседневного образа жизни «порядочного человека».

Это чиновник головин. Использует форму рассказа умирающего от тяжелой болезни человека. Отсюда предельно искренний исповедальный тон повествования. Суд героя над собой и окружающими людьми. Позволило обнажить фальш . Повесть Т- демонстрация несамостоятельности психологии органического эгоизма. Головин живет приятно и прилично,как все. И постепенно завершается процесс его духовного омертвения. Изображается тяжелая болезнь и процесс трудного умирания. Накануне смерти происходить настоящее оживление-воскресение его души. Головин строго исполнял то,что считал долгом...никогда не смешивает служебного и человеческого не проявляет участия,о жизни требует только удобств. Л осмерти не задумывается. Г открывает фальш близких. По-новому глядит на прошлое. Трагическое- даром прожитая жизнь, сознание иллюзорности того,во что он верил. Трагедия-в его изолированности от людей в часы умирания. Искренно ему сочувствует только мужик герасим , буфетчик. Пропал страх смерти. Толстой вводит символические вещи. Вместо смерти был свет. И герой воскресает душой и в этот миг умирает.




Коейцерова соната- посвящена проблемам любви и брака. Она открывается дискутом в купе вагона по поводу женских прав и свобод спорят люди,разные по убеждениям.. трагически йличный опыт:в современной обществе нет ни любви ни семьи. Рухнуло то и другое. Выстраданность таких выводов делает рассказ убедительным . Автор не скрывает своего единомыслия с героем. Любовь и семья раскрываются эгоизмом людей. Современный брак- это контракт,продажа женщины мужчине. Повесть сочетает в себе худож новеллу и теоритич статью. Сюжет новеллы-история любви и ненависти мужа и жены..их соединяет только чувственность. Они чувствуют себя ненавидящими друг друга. Убийство на почве ревности. Беда связана с путаницей в отношениях между людьми. Моралистическая тенденция автора. Толстой-моралист. Он осуждает половую любовь вообще. Проповедует воздержание от брака. Любовная страсть,как зло. Гл цель-братское единение людей. Осуждается и медицина...



отец Сергий-важная тема мнимого воскресения. Князь степан,узнав что его невеста-любовница царя,решает затвориться в монастырь..осознает свое духовное усыпление. Замена внутренней жизни внешней. Бегство из монастыря. Повесть построена на антитезе. Жизнь под предлогом бога и для бога. Для настоящего воскресения,растворение в общекй жизни людей.

Литер-ра.

1.жданов В А от анны каренины к воскресению. М 68

2.толстой художник. М 1961 сборник статей. (Азарова и жданов)

3. сб статей в мире толстого . М 1978. ( статьи еремина,кедрова)

4. толстой как философ и моралист.

толстой философ и моралист. Все религ учения испорчены догматикой и подверглись перерождению. Люди по д давлением влиятельных отступили от этического учения религии. Особенно это сказалось на христианстве. По словам его жены, Т увидел с ужасом,каков разлад церкви и христианства. Церковь рука об руку с властью,правительством. Составила тайный заговор против христианства,отсюда его беспощадная критика церкви. По Толстому отвергается церковная форма веры для того,чтобы укрепить самый принцип веры. Вместо мистич учения в христианстве Т стремится утвердить новое жизнепонимание и провозглашает основой улучшения жизни личное самоусовершенствование и личное спасение. «ищите царства небесного и правды в своей душе,и все будет хорошо». Т отвергает любой насильственный путь улучшения жизни как революц так и консерватив. Любое гос-во-аппарат власти и насилия. Такова концепция этического анархизма Толстого. Он отрицает гос-во с т з нравственного. Единственное срердство борьбы с насилием- непротивление злу. Т был предан анафеми,отлучен от церкви. Вместе с тем понимал,что в русском обществе назревает революционный взрыв. Через художника осознает себя пространство и время...



в россии не может не быть экономической революции. Ведь осной формой господствующего насилия Т считал захват земли у трудящегося народа. Толстой и его сторонники,посещали остроги,суды,ночлежные дома,учавствовали в переписи населения. Создавали столовые для крестьян,опроаергали в статьях измышления,что народ беден,т к ленив. Т проповедовал опрощение. Необходимо чтоб каждый человек выполнял все виды труда.

Философия ненасилия Л Н Толстого: точки зрения. Екатеринбург 2000.







Сейчас читают про: