double arrow

Художественное своеобразие «Войны и мира»


Всеохватность авторского взгляда делает подлинно эпическим и пространство. Ее пространство безгранично. Особое состояние мира,открытого к вхождению в него человека(жанровый признак эпопеи).

Сам человек, реализуюший свой потенциал только внутри этого мира..

4. в самом гарнире войны созидается МИР в том особом значении,которое слово получило в романе Толстого

5. событием нац истории в «войне и мире» придается общеевропейская значимость. Россия остановила нашествие враждебных человеку стихи

толстого интересуют людские судьбы,складывающиеся на фоне общих для всех событий. Т о возникает главная особенность эпопеи как жанра. Когда индивидуальное,частное оказывается в гармони с всеобщим. Вот почему «Война и мир» оказалась формой способной захватить все. Примечательно,что сам толстой называл свое произведение КНИГА,игнорируя привычное слово роман. русский роман (стараниями тургенева или гончарова) середины века ставил героя в ситуацию поиска единения,порой мучительного с той или иной универсально-бытийной стихией.

Толстой ищет универсального сопряжения со всем.

Не просто роман,а роман эпопея. Роман с динамич развитием сюжета,композиц перебивами планов,линий с помощью философских отступлений автора с характерами ,данными в становлении и духовном развитии. Толстому понадобился анализ,который открылся в его таланте на самых ранних этапах его развития .

Методом диалектики души,психологического анализа развернут в книге Гинзбург о психологической прозе. Сущность этого метода вытекает из нескольких положений.

1. по толстому человек все время течет, изменяется. это динамическая система..

2. Толстой первым дал себе худож задачу показать,из чего складывается эта переменчивость,текучесть. В каждое мгновение на каждого из нас действует множ-во разнонаправленных сил.

Уже начиная с ранних произведений толстой набирает огромное колич разнообразных приемов психологич анализа :портрет,монологи,диалоги,реплики,психологич жест,символика.

Пейзажи по контрасту.. критики разошлись в мнении о жанре. Эпопеей назовет страхов,но противореча себе отнесет «войну и мир» к семейным хроникам..

в центре эпоса помещен человек как существо родовое, в котором воплощаются общечеловеческие свойства, толстого интересует вечное в жизни, независимо от того,какая погода на дворе.. вечные процессы жизни. Истинное величие предполагает наличие правды. Добро-это способность любить,понимать,чувствовать другого человека. Простота это естественность поведения как норма жизни. Правда-это слитность естественного и нравственного,добра для себя и добра для других. Гармония этих начал и образует поэзию жизни. Цель художника в том,чтобы заставить любить жизнь..любимый прием изображен я характера-это изображение героя рядом с другими героями. Внешность у т-сосредоточенный портрет , черты внешнего облика. При этом в портрете ест доминирующая черта,которая повторяется в романе- это приставание стимулирует активность читательского восприятия. Толстовских героев можно приставить себе зрительно. В нач 1870 толстой на время уходит из литературы. Противопоставляет все всему..




в нач 70г у толстого возникает замысел большого романа о петре 1 и его эпохе. Роман был брошен. Толстой попытался спрятаться за аргумент, что ему не хватает материала,не знает эпоху. Поразило то,что народ считает петра антихристом. Толстой понял,что петр не может быть героем романа. Т понял в нач 70,что нужо вернуться к современному человеку.хватит искать героя к русского истории. Над ообратиться к современному человеку. Гл трудом становится роман «Анна Каренина»



«АННА КАРЕНИНА»

литер-ра

1. Эйхенбаум Б М. Л толстой : 70 г.Л 1960.

2. Белинкис Я С .Анна каренина толстого. Л 1970

3. Э.Бабаев Анна Каренина Л Н Толстого М 1978.

4. В Жданов. Творческая история Анны Каренины. М 1957.

5. Е Н Куприянова Анна Каренина Толстого. Глава из истории русского ромнаа в 2 томах . Т 2 М-Л 1962.

новый роман назван именем героини. В центре анна каренина,которая пытается отстоять свое право на любовь и свободу. (Онегин ,островский). 1 из лучших романов мировой литер.

Внешнее обаяние списано с живого человека. Этим человеком была старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг. Богатство ее натуры,интенсивность жизни,широта интересов,многосторонняя худож одаренность. все это удивительно в ней,прекрасной женщине. Ей уготована трагическая судьба.

ЛЕКЦИЯ. 10 апреля...

анна не знала любви в семье,но хорошо узнала нравственную тиранию мужа. Трагедия анны-ее внутренняя свобода. Анна больше не хочет себя обманывать,не желает поддерж. ват фальш и лицемерие, не намерена считаться с этикетом общества,с его ложью,ханжеством и бездушием. Смысл не отмщения. Она открыто вступает в острый конфликт с обществом,которое ее осудило за то,что она не пожелала жить этикетно,как принято. Становится очевидно,что любовь преображает героиню,возвышает ее над средой,ает истинное счастье, но враждебная действительность преследует женщину, которая осмелилась не считаться с законами света. Ее лишает права видеться с сыном. Толстой пишет сцену свидания с Сережей,которая проходит скоротечно и тайно. Свет объявляет анну вне закона,что она порочная преступница. Авторская позиция очень сложна. Автор неоднозначно оценивает ее выбор. Он сочувствует героиню,показывает себялюбие и эгоизм ее страсти. Толстой рисует,как сужается сфера ее жизни,как она вынужденна сосредоточиться на любви. Отсюда начало ее трагедии. В этом и общечеловеческий смысл романа.. героиня думает что она освободилась от пут лжи и лицемерия общества в своем открытом бунте. Она оказалась загнанной в только любовь. Начинается ложь в отношениях с Вронским. Она хотела быть ему не только любовницей и матерью его ребенка. Гона хотела быт его товарищем,духовно участвовать в жизни Вронского. Вронский отказывается пустить анну в этот свой мир. Все обостряется внутренними отношениями... чувственное влечение столкнулось с душевным благородством. Возникает чувство тупика. Она поняла, что не может выломиться из лжы среды,ее окружающей. Анна неизбежно идет к трагическому финалу. Кругом все ложь,все зло. Остается только потушить свечу. Осуждающие слова бога из эпиграфа относятся и к пути Анны, который автор при всем сочувствии не приемлет.

Трагической линии Анны противопоставлена другая линия счастья Левина. История Левина не идиллична. Он средний герой. Чувство тревоги за будущее не только семьи но и всей россии не покидает левина. До полного отчаяния. Левин один из любимых героев толстого,в чем-то автобиографичен. В левине легко увидеть черты правдоискателя., не боящегося ставить самые больные вопросы времени. Левин ищет выход из тупика. Мечтает о бескровной революции. Сначала в его имении,в уезде,губернии,во всей России. С еще большим недоверием крестьяне отнеслись к планам Левина о совместном владении землей. Видя,что его интересы помещика чужды и противоположны справедливым интересам мужиков Левин признает чистоту и законность жизни людей труда. Он думает как найти утешение для себя и оправдание многовековой вины перед народом. Это виноватость сначала родилась в русских дворянах,потом в разночинцах. Это чувство вины ,стыда и совести не знают интеллектуалы Европы. Для Левина было важно открытие,как надо жить. Все сведено в единый замок романа,2 главные линии композиции. Трагедия Анны уравновешена путем Левнина,который обретает смысл жизни с трудом. Оказывается смысл жизни прост. Надо жить не для себя,не в себя, а для других ,просто и мудро. Толстой не раз будет возвращаться к пониманию этой проблемы(трактат о жизни)

стиль романа Анна Каренина. Стиль драматически напряженный , в нем учитывается опыт романа-трагедии Достоевского. Резче,чем в Войне и мире дано противопоставление характеров аналитических, способных к развитию,живущих живой жизнью, с другой стороны характеры неподвижны, застывшие в своих правилах. Антитеза,в которой развертывается неразрешимый сюжет. Автор сразу вводит читателя в действие без описаний и характеристик. Характеристики героей в сравнении с войной и миром стали более сконцентрированными. Так мучительное переживание анны-матери переданы в драматической сцене ее недозволенной сцены с сережей в день его рождения. Так же представлено состояние левина,после ночи, проведенной им в поле на копне. Желание слиться с народом. Опущены психологические подробности. Они заменены пейзажной символикой.

Художесчтвенная символика становится важнейшим принципов, и в общей структуре и в деталях. Символические сцены. Дл линии Анна-вронский-это эпизод конных скачек. Для истории левина-мужики. Конные скачки-скачки жизни, проверка В . он неосторожным движением погубил все,и анну в том числе . Сцены косьбы и примыкающие эпизоды даны в иной тональности. Для Левина косьба-трудное испытание и не только на силу и выносливость . Он испытывает удовлетворение,что выдержал этот экзамен физически. Левин един с крестьянами,чувство единения. Важнейшая для героя потребность нравственной гармонии, ощущение того,что появление этого чувства зависит от смысла личной деятельности... один из ключевых образ железной дороги. Там происходит роковая встреча анны с вронским. Случайно погибает железнодорожник. Дорога-символ жестокого железного века. Страстей,разъедающих людей. Железо как символ эпохи. Как у анны во сне-пророчество... сон,как предвестие смерти. Важнейший итоговый символ романа- догорающая свеча и наступающая темнота,как знак смерти-завершение смерти анны..

в период работы над романом толстой перечитывал прозу Пушкина.. пушкинские стилевые принципы в обрисовке персонажей без статически описаний проявились и в поэтики анны карениной.

Духовный кризис толстого (нач70).. толстой описал этот кризис в необычном публицистическом произведении ИСПОВЕДЬ(79-82). Дух кризис был вызван утратой смысла жизни в связи с потерей веры в бога. Болезнь,поразившая его была напастью многих людей. Толстой прятал от себя ружье5 и веревку. Люди его круга находят 4 выхода из тупика неверия..

1. выход неведения. Жизнь без веры есть зло и бессмыслица.

2. Выход эпикурейства. Зная безнадежность жизни наслаждаться из последних сил ее благами.

3. Выход силы и энергии. Поняв,что жизнь есть зло и абсурд,уничтожить ее.

4. Выход слабости. Все знать,но продолжать тянуть жизнь,зная наперед,что ничего из нее выйти не может

толстой нашел для себя принципиально еще путь. Он обратился к изображению жизни той среды,в которой вера никогда не угасала. К жизни народа. Рассказал о перевороте своих убеждений. О духовном разрыве с дворянством. Т переходит на позиции русского крестьянства.. народ все черпает из легенд,пословиц,рассказов. Толстой после выхода из духовного кризиса сам пишет в жанре народных рассказов,предназначенных для широкого круга читателей.. назидательный характер творчества. Направление народных рассказов- учение христа,его заповедей. Характерны чудеса,которые Т совмещает с реальной жизнью.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: