double arrow

Тема:Творчество Л Н Толстого


Родился в Ясной поляне в 1828. умер на маленькой станции Остапово в 1910. похоронен в ясной поляне могила-зеленая палочка.

Литература:

Первое полное собрание сочинений и писем Т в 90 томах. М ак наук . С 1928-1958.

собрание сочнений в 22 томах. М 1978-1985

Н Н Гусев. Летопись жизни и тв-ва Толстого . 1828-1890. М 58г.

Гусев Материалы в биографии Л Н Толстого с 1828-1855.

Гусев . Материалы в биографии с 56-69.м ак н 57год

Е Н Куприянова. Молодой Толстой. Тула 1956.

куприянова Эстетика Толстого. М -л 1956

ю н лебедев. В середине века. М 1988.(от севастопольских рассказов к «Войне и миру»)

Галаган . Л н толстой художественно-этические искания. Л 81г

донна орвин.искусство и мысль толстого.1847-1880гг. Спб. Акад проек,2006.

В. Ильин. Миросозерцание графа Л Н Толстого. Спб. 2000.

В Шкловский. Л Н Толстой. Жзл м 61.

зверев а и тунеманов в Лев Толстой . М 2006.

толстой уникален и как писатели и как личность.

Худ мир особенно притягателен авторским взглядом,проницательным,удивительно здоровым и оптимистичным, был пронизан доверием к жизни и к человеку. это одна из самых удивительных черт его жизни и твор-ва. Обратился в вечным вопросам жизни. Видел вечные явления жизни.поразительная вера в жизнь,ее вечные процессы.

Литература сентиментализма и хрестианской морали.

Пытается понять,откуда берутся человеч пороки души и испорченные благородные стремления,в зависимости от мира реального, большое влияние на него оказывает сентиментальное путешествие стерна. вера во внутреннюю силу человека,вера страстям, полагал , что любовь к себе-явление естественное...трактат о жизни,где скажет о том,каждую секунду человек умирает,ближе к смерти. Внимание к духовному процессу,метод диалектики души. Толстой открыл,что на каждого человека влияют разные векторы и силы, художник должен постараться рассказать об этом процессе. Метод психологич анализа был по началу методом самовоспитания,прежде чем он стал способом психологич реализма. Толстовская диалектика души проявилась в его первом произведении. В трилогии Детство. Отрочество .Юность(51-56гг). Цел трилогии-показать,как человек входит в этот мир,как в нем зарождается духовность,возникают нравственные потребности, внутренний рост определяетс яего отношением к окруж миру и глубоким самопознанием. Повесть написана от лица взрослого человека,припоминающего кризисные оменты своего становления,но переживающего эти моменты со всей непосредственностью мальчика,подростка и юноши..




Лекция.27Марта...

цель трилогии показать как человек входит в мир..

ДЕТСТВО. Для детства характерен свой закон восприятия мира. Радость-это норма жизни. Восприятие определяется способностью ребенка близких ему людей,сердце его от крыто людям. Счастливая невозвратимая пора детства. Повесть фиксирует те моменты,когда эта гармония нарушается началом внутренней аналитической работой. так николенька начинает замечать фальш в поведении родных. Развитие аналитических способностей ведет к деференц восприятию мира взрослых. герой наблюдает,как прощаются с телом матери...трогает горе натальи савишны,ее набожные речи

в отрочестве отражен закон:неизбежный разлад подростка с миром,в котором он живет начинаются конфликты,сознание выходит за пределы семьи,впервые переживает мысль о соц неравенстве людей. Новый взгляд ,это и переоценка всех людей, у каждого им замечены слабости,изъян, с мучительной отрадой герой осознает свое одиночество и непохожесть на других, а исповедь учителя Карла ивановича-это история человек отчепенца, она заставила николеньку почевсвоват себя личностью, по мысли толстого человеку важно скорее пройти полосу соединения сч людьми,чтобы восстановить гармонию с миром.



ЮНОСТЬ начинается с возвращения веры в добро. В этой повести определяется,что совершенствование зависит от идеалов человека,а они могут оказаться и противоречивыми. Николенька мечтает быть добрым. Образец человека комильфо,светский ,примитивный образец,для которого важнее всего отличный франц яз, чистые длинные ногти,умение кляняться,танцевать,равнодушие ко всему с выражением скуки. Автор оставляет своего героя в момент морального порыва,порыва к жизни..

военные рассказы,севастопольсктие рассказы. 1852 Т поступает на военную службу, а в 54 переведен в севастополь. Военные рассказы стали для него очень важной школой батального искусства и эта школа оказалась чрезвычайно существенной. По новому освещается военный быт, видно стремление автора к детализации,мелочи быта, а сдругой стороны видна склонность к генерализации, т е к широким типологическим обобщениям, к классификациям русских солдат и офицеров. Примечательно,что толстой нигде не характеризует солдата как тип. Для него солдат прежде всего человек. Три севастопольских рассказа написаны по — разному. « Севастополь в декабре» создан в форме лирич монолога человека,приехавшего в осажденный город и пытающегося изобразить общую его панораму. У рассказчика сложилось определенное представление об сев обороне,но оно оказалось ложным. На самом деле все страшнее,грязнее, героичнее и будничнее. Известна принципиальная позиция толстого изображать войну не в правильном красивом и изящном строе, он изображает войну в страдании,смерти,крови. Солдат идет в госпиталь,в ампутационную палату. Война-большое горе для народа. Толстой фиксирует настроение разных людей,отмечая отсутствие растерянности. В воинах виднее всего чувство гордости,мужества,уверенности,спокойствия. Это единое эпическое ощущение своей сопричастности к исторической судьбе россии. Эпопейное ощущение,когда отдельное,индивидуальное ощущает себя в единстве с всеобщим

«севастополь в мае» повествование ведется от первого лица. Очень прямо,обнаженно,разоблачающе показывает людей,для которых война-средство наживы(Гальский,калугин). Для них каждое сражение интересно получить возможность получить чин, с презрением относятся к солдатам...тщеславие-это болезнь века и опасная.. каждый тщеславный человек в потенции-завоеватель.

В 1 рассказне Т отразил общее и главное чувство защитников севастополя.

Во 2 сложное испытание желаний и надежд,кто находится в ситуация риска. Здесь в полной мере раскрывается умение писателя изобразить диалектику души. Рассказ завершается пацифистским отрицанием всей войны. Т находи в детали мощный аргумент против войны. Рисует образ 10 летнего мальчика,который набрал букет цветов на поле усеянном трупами.

В 3 рассказе,написанном также в объективной манере, нет ни героев ни трусов, есть люди,исполняющие опасный,но необходимый долг. Дни сражающегося севастополя. Братья погибают в рукопашных схватках.(Козерцовы). Младший гибнет не геройски. Автор не противопоставляет,а эстетически уравнивает их как людей,оставшихся верным чувству воинского долга. Во всех 3 рассказах толстой идет от отдельных фактов к собиранию обобщенного образа русского человека на войне.

После крымской войны выходит в отставку. Толстой полагал,что освобождение крестьян должно произойти с соблюдением исторической справедливости...крестьяне не надеялись,что царь сразу освободит их с землей. В 55 году на основе мучит событий Т пищет повесть «Утро помещика». Герой повести молодой помещик Дмитрий Нехлюдов оставил университет,чтобы посвятиить себя жизни крестьян и избавить их от бедственного положения. Реформаторские замыслы сложились в связи с мыслями Ж Ж Руссо. Нехлюдов хочет исправить пороки ,рожденные невежеством,избавить их от суеверий,заставить их «полюбить добро». Сюжет прост. Утром барин обходит деревню,заходит в избы. Обнажается несостоятельность барского прекраснодушия. Оказывается,ничего изменить нельзя. Лень,индивидуализм. Все это искоренить не по силам нехлюдову. Все выросло на корнях,не ясных ему. Мужик и не верят барину...Толстой вполне оригинальный писатель,он не учит читателя пожалеть мужика,признать в нем человека,он показывает другое, всем развитием этого простого повествования-что мужик вполне самостоятельный человек со своим взглядом на мир,с барским пониманием вещей. Так впервые в русской литературе Т показывает,что при решении любых вопросов надо знать правду народа и исходить из этого знания. Эта т з столь же существенна,как и позиция барина. По мнению Чернышевского , Толстой показал умение переселиться в душу поселянина..

1856 первое заграничное путешествие. он высказал это в рассказе люцерн...

критерием истинным и абсолютным может быть только закон,внушаемый богом..

казаки-противостоит произведения на рассказе писателей-романтиков,бестужего-марлинского,и сих ложной поэтизацией мира. Гл герой личность духовно близкая толстому. Человек одаренный,сознающий в себе бога-молодца. Он не хотел обычных идей(Оленин). Сближившись с казаками О решил окончательно порвать со своей средой,преписаться в казаки,купить скотину,ходить с казаками в походы и т д. Жажда опрощения возникла в результате любви к казачке марьяне. Для толстого важнее не социальные а нравсвенные преграды. Оленин опровергает в них все,он востаргается жизнелюбием деда ерошки. О поначалу любит и марьяну как часть природы,нго позже он понял,что не просто любуется марьяной,а переживает сильную страсть. Телесное одухотворяется,возвышается. Однако,развитый человек не м б удовлетворен олним стремлением к плоти. Для счастья,гармонии души и духа необходимо совмещение чувственной радости с потребностями. Нравственное единение с казаками у героя не происходит. Казакам не понятны его искания,им понятны только эгоистические поступки. Мир казаков самобытен,но не отличается высокой нравственностью. Так лукашка и марьяна жених и невеста,но они не отказывваются от увлечения другими людьми. Лукашка-дунька,марьяна-О.

Повесть не убеждает в спасительности опрощения,хотя толстой будет стремится к нему всю жизнь, повесть казаки ставит очень важную проблему необходимости гармонии между стихийными влечениями и духовными потребностями человека.

59-62гг Т ведет занятия в созданной им яснополянской школе для крестьянских детей. нанимает 11 преподавателей-студентов. У него была своя собственная программа нар образования(в журнале о народном образовании статья) Т выступает против .., народу нужно такое образование,которое связано с его практическими интересами,которое не противоречит религиозному мировоззрению народа. Эти положения вызывают возражения у русских демократов...толстой предает значение эстетич воспитанию детей, не обязат закон для человечества.. единственный закон-нравственный. Толстой связывает его с возможностью сохранения первоначальной гармонической природы человека. Человек родится совершенным. Воспитание портит,а не исправляет людей. Одна из важнейших задач искусства-вызвать воспоминания в человеке о изначальной душ красоте,гармонии и желание вернуть их… поэтич желания личности-восприятие мира и его нравственного познания...эти рассуждения Т отражают его сомнения,колебания. Ему кажется,он сомневается в необходимости искусства вообще,в его соц значимости. Т оставляет худ творчество и все свои силы отдает другой работе. Общение с крестьянским людьми убеждает т в необходимости искусства не стоит сомневаться.....

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: