double arrow

Общая характеристика философии нового времени

Философия просвещения.

Проблема субстанции философии нового времени. Сенсуализм.

Проблема метода. Френсис Бекон. Рене Декарт.

Общая характеристика философии нового времени.

Философия нового времени.

Лекция № 7 (21.03.12)

Пантеизм (философское учение отождествляло Бога и мир). Природы виделась как прямое и целое. Для обладания силой природы необходимо было войти в контакт с чем то магическим.

Философия природы.

Философия эпохи возрождения.

1) Принципы.

2) Философия природы.

3) Философия естествознания. Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно.

Основными принципами являются:

1) Антропоцентризм.

2) Доминирование эстетического понимания действительности над научным.

3) Гуманизм.

Под гуманизмом понимают идею всеобщего блага, отстаивать личность человека.

Гуманизм возник в 15 веке. Характеристика идеального человека: универсальность, разносторонность, верующий в свои собственные силы и приписывает себе все свои заслуги. Джованни Пике дело Мирандоло (1463 – 1494) – человек должен создать самого себя. Альберти – «человек должен стоять в центре всего. Счастливый смертный Бог». Сформулировалось понятие индивидуальности. Грань между наукой, как постижение бытия, практически-технической деятельностью (искусством) и художественной фантазией. Оценивая человека, на первое место ставили эстетический критерий.

Марсилио Хичино (1433 – 1499).

Парацельс считал, что магия содержится во всём.

Николай Кузанский стал предшественником математического анализа 17 века. Бог - это активное соотношение, предел суммы всех его бесконечных начинаний.

Западноевропейская философия 17 – 18 веков. В этот период бурно развиваются науки, особенно экспериментальное математическое естествознание. Основы заложил Галилео Галилей. Этот период именуется эпохой научной революции. В этот период стало понятно, что знание ничего не даёт, нужно владеть и методом.

Френсис Бекон – родоначальник эмпиризма – направление философской мысли ориентированное на опытное естествознание. Он считал, что наука – это средство повышение власти человека над природой. Природа – предмет научного познания, причинная связь природных явлений. Задача научного познания – увеличение власти человека над природой. Цель – принесение пользы человеческого рода. Френсис написал роман под названием «Новая Атлантида». В нём он описал общество, пользующееся всеми благами цивилизации.

В эти годы на первый план выдвигается механика. В ней мыслители видели получение ключа к секрету мироздания. Применение механического подхода привело к прогрессу в объяснении физического мира. Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под влиянием Исаака Ньютона. Во взглядах Ньютона механическая детерминация получила широкое математическое обоснование. Мир представлялся гигантским часовым механизмом, и этот мир создан и приведён в движение Богом. Деизм – это религиозно философское мировоззрение, согласно которому Бог сотворил мир, но не вмешивается в его жизнь.

Основные направления: Эмпиризм и Рационализм.

Наибольшее распространение Эмпиризм получил в Англии. Основатели: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк (сенциалист – чувственный). Чувственное познание считается основным в познавании мира.

Рационализм – это направление философской мысли, ориентирующееся на математику, рассматривающее разум как источник знания. Спиноза, Лейбниц, Декарт (дедуктивный – от общего к частному). Путь исследователя. Метод – совокупность реакций освоения теоретического мира.

Бекон - Индуктивный метод – от изучения единичных фактов к общим положениям. Бекон выделил общую индукцию (когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство) и не общую индукции (когда на основе конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений). Стало быть, в основе не полной индукции по возможности более строгим и тем самым создать «истинную индукцию».

Рене Декарт. В основе метода – сомнения. Ход рассуждений – дедуктивный. Метод предусматривает мысленное расчленение объекта на простейшие элементарные части и на первом этапе изучение его частей. Здесь Декарт ввёл требование очевидности ( т.е. исследователь должен дойти до такой стадии мысленного расчленения объекта, когда исчезнут всякие сомнения). На втором этапе мысль движется обратно – от простого к сложному, мысленно конструируя изучаемый объект и не нужно полагать человеческому уму какие бы то небыли границы. Нет ничего не столь далёкого, чего нельзя было бы достичь, не столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: