double arrow

Проблема субстанции в философии нового времени

Субстанция –это нечто, лежащее в основе. Субстанция – этообщее, позволяющее сводить изменчивость свойств к чему то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующее. В философии нового времени сложилось 2 способа понимания субстанции:

1) Предельное обоснование бытия. Декарт выделяет 2 субстанции: духовная и материальная.

Атрибуты:

1) Мышление (материальная субстанция). Модус –философский термин, обозначающий некоторые состояния (единичные проявления предмета). Мышление – воображение, чувство.

2) Духовная. Имеет в себе идеи изначально ей присущие, не приобретённые в опыте. Духовный мир человека есть нечто врождённое. К врождённым Декарт относил идею Бога, а так же большинство оснований математики и логики. «Из ничего ничего не происходит». Материальная субстанция подчиняется.

Бенедикт Спиноза. Он противопоставляет дуализму Декарта манизм. Бог Спинозы –бесконечная безличная сущность. Главное определение – существование (исходя из этого – пантеист – всё пронизано божеством). Бог проявляется в бесконечном числе форм и образов (атрибутов и модусов). Атрибуты Бога – протяжённость и мышление. Мир состоит из модусов и атрибутов:

1) Тела – модусы атрибута протяжённости.

2) Мысли – модусы атрибута мышления.

Карл Лейбниц (1646 – 1716). Множественность субстанций. У Спинозы модусы, у Лейбница монады –самостоятельно существующие субстанции. Сущность монад в их деятельности – то, что нельзя объяснить при помощи механических причин. Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Монады называются душами, когда у них есть чувства, и духами, когда у них есть разум. Одна монада может, рассматривается как целая вселенная. Потоки сознания в монадах синхронизированы Богом.




Джон Локк (1632 – 1704). Представитель эмпирической философии. Все наши знания мы черпаем из опыта: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях. Люди не рождаются с готовыми идеалами. Голова новорождённого чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры». Если бы идеи были врождёнными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Между тем детям и дикарям ничего не известно о Боге.

Беркли. Тоже материалист. Субъективный идеализм –это разновидность идеализма, отрицающая наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривающая реальность как нечто, полностью определяемое активностью субъекта.



Философия просвещения. Просвещение – этополитическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического режима. Характерной чертой была вера в человека и его разум. Выдвигались требования освобождения человека от суеверий, догм и т.д. Критический пересмотр. На первом месте – воспитание гражданина. Гражданин должен самостоятельно служить обществу, а не навязанных ему убеждений. «Имей мужество пользоваться своим умом». Бэкон, Гоббс, Декарт, Локк. Французы – Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Жан де Аламбер.

Гоббс. Автор левиафана.Все люди равно от природы, хотя и эгоисты. Стремятся сохранить свою свободу, желают подчинить один другого. Возникает ситуация войны всех против всех. Люди объединяются, передав свои полномочия центральной власти. Государство – результат действия общественного договора. Право – основание морали. Локквстаёт на защиту людей, люди в обычном состоянии свободны, без труда они не могут себя реализовать. Люди эгоисты, но они располагают правами и обязанностями. Основные условия свободы:

1) Никто не имеет права ограничивать другого в жизни, свободе.

2) Никто не имеет право принуждать кого либо к чему либо.






Сейчас читают про: