double arrow

Наука в собственном смысле

Модели познавательных отношений

Как складывается процесс восприятия субъекта и объекта.

· Познание как активная деятельность


субъект объект

· рецептивная модель познания

· познание как отражение объекта

· познание как конструирование объекта: человек относится к объекту как к некой конкретной цели; целеполагание определяет интерес

· парадигмальная модель реальности: связана с концепцией Томаса Куна

· модель лингвистической относительности: гипотеза Сепира-Уорфа, структуры мышления зависят от языковых структур

14.11.2011 Лекция 11

«Наука. Ее специфика. Стадии развития. Проблема демаркации науки»

Наука – особый вид гносеологической деятельности, а также особый социальный институт по выработке, хранению и передаче знания.

Наука как сложный социальный институт, как особый феномен возникает в XVII веке; все до этого периода – преднаучное знание. В XVII веке бурный рост капитализма и материализма вызывает необходимость возникновение особого социального института, который бы способствовал развитию общества. Все успехи в области освоения природы и создания сложных технологических приспособлений, требует более глубоких знаний в той или иной сфере. Знания вызвано хозяйственно-практическими нуждами общества (нет теоретического решения проблем, рационального исследования мира). Появляется профессия – ученый; начинают возникать лаборатории, научно-исследовательские учреждения; создаются различные научные журналы; проводятся научные конференции. Формируется наука и научное сообщество.

Первые зачатки научного знания – в Древнем Востоке, Индии, Китае. Но научное знание носит сокрально-мистичекий характер. Накапливаются знания в математике, медицине, фармакологии. Носителями научного знания были жрецы. Знания обуславливались практическими нуждами. Часто для объяснения какого-либо явления использовались аналогии из жизни людей.

Например, шумерская культура: изобретение колеса, гончарного круга, цветного стекла; они открыли, что продолжительность года – 365 дней.

Теоретическое знание зарождается в античности. Его пик – классической период греческой философии (Сократ, Платон и Аристотель). В период схоластики «оттачивается» логическое мышление: обоснование, доказывание.

Этапы становления научного знания:

1. Романтический / юнальный.

Конец XVI-XVII века.

Романтический взгляд на мир – это идеализация. Взгляд романтика пытается наделить объект такими чертами, которыми тот, возможно, не обладает. Ученые того времени полагали, что вскоре все тайны бытия станут известными. Тип личности того времени – человек, который стремится к всезнанию. Френсис Бэкон: «Знание – сила».

2. Классический.

Большую роль играет механическое естествознание, что связано с именем Ньютона. Он пытался показать различие между вымыслом и умозрительными схемами натурфилософии. Важно было создать теорию, которая могла бы реализоваться в практике. «Гипотез не измышляю». Весь мир, вся вселенная Ньютоном понимается как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных с силами тяготения и мгновенно передающимися от тела к телу через пустоту (Ньютоновский принцип дальнодействия). Согласно принципу дальнодействия, как полагал Ньютон, любые события жестко предопределены законами классической механики. Движение атомов и тел представлялось как их перемещение в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Эта концепция времени и пространства как неизменных и не зависимых от самих тел составляла основу механической картины мира.

Природа понималась как простая машина: есть Бог, который, находясь в пространстве, крутит ручку, приводя вселенную в движение.

3. Постклассический этап.

С 30х годов XIX века до конца XIX века.

Начинают зарождаться и формироваться эволюционные идеи. Наука активно внедряется в область социальной жизни людей. Этап критического восприятия механической картины мира.

Серьезно исследуются электромагнитные поля. Фарадей (введение понятия электрического и магнитного полей) и Максвелл (создание электродинамики и статической физики). Материя – не только объект или реальность, а электромагнитное поле. Важные открытия в биологическом знании. Ламарк создал первую целостную концепцию эволюции живой природы.

Все в целом, в первое десятилетие 19го века подготовлены предпосылки к свержению механического мировоззрения. Закрепили этот поворот 3 открытия: Создание клеточной теории, Открытие закона сохранения и превращения энергии, Теория Дарвина.

Теория клетки создана немецкими учеными Шлейденом и Шваном в 1923-39 годах. Клеточная теория в первую очередь доказала единство всего живого; а во-вторых, - общность происхождения.

Закон сохранения и превращения энергии сформулирован Майером, Джоулем, Ленсом в 40е года. Признанные ранее изолированными силы (теплота, свет и т.п.) на самом деле взаимосвязаны между собой и представляют разные формы одного и того же движения в природе. Открытие Рентгеном лучей, открытие нейтрона, 1911г Резерфорд обнаружил атомное ядро, Планк вводит так называемый квант действия (постоянная Планка: испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно - квантами). По теории Эйнштейна пространство и время не абсолютны; они органически связаны с материей, движением, между собой. При этом четырехмерное пространство и время, в котором отсутствуют силы тяготения, подчиняется не эвклидовой геометрии.

4. Неоклассический.

50е годы XX века – сегодняшний день. Время «Большой науки». Наука – абсолютная производительная сила.

Синергетика возникает в 70е годы 20 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: