Концепция человека в идеях Эриха Фрома

Человек, индивид, личность

Человек и общество

Что доминирует в человеке: социальное или природное?

Этолог (специалист по животным) Конрад Лоренс. В своих работах он подробно исследует поведение животных; одна из его самых интересных работ – «Агрессия или так называемое зло». В этой работе он анализирует феномен человеческого и животного поведения – агрессию. Это необходимый способ поведения, вне которого ни одно живое существо не может существовать. Однако агрессия бывает разная.

Понятие «человек» - предельно общее.

Человек как личность формируется только в конце Ренессанса – начало эпохи Нового времени. Это состояние сопровождается чувством индивидуальности, уникальности. Зачатки личностного восприятия мира начинают формироваться в эпоху Средневековья. Молитв – это личное обращение человека к Богу. Исповедь появляется в начале эпохи Средневековья.

Типы личности в европейской культуре:

° Рациональный тип.

Основные черты этого типа: эгоцентризм, целерациональность, умение мыслить логически. Разум – главенствующий критерий. Вся окружающая реальность может быть осмыслена с точки зрения разума. Этот тип доминирует с 17 по 19 века. Это время бурного развития капиталистических отношений, которая актуализирует человека, для которого Эго, рациональная программа развития – главное.

° Экзистенциальная личность.

Зарождается в 20м веке. Характеризуется глубинными, драматическими переживаниями. Эта личность становится наиболее актуальна после Второй Мировой войны: человек стал себя воспринимать отчужденным, заброшенным, одиноким; состояние полной тоски. Человек воспринимает мир как нечто иррациональное.

° Постмодернистский

Со второй половины 20го века. Это хаотичность, разбросанность, отсутствие устойчивых оснований. Отсутствие аксиологических принципов бытия. Возможность различных планов существования, вседозволенность

° Полифоничная личность

Соединение различных типических черт: иррациональность, экзистенциальность, черты постмодернистской личности. Современный человек и абсолютно иррационален, и целерационален, и не понимает смысла своей жизни.

Немецко-американский мыслитель 20го века.

«Косвенный» ученик Фрейда. Он сумел переработать и концепцию Фрейда, и других мыслителей, и создать свое оригинальное учение, которое называют наиболее объективной.

На него повлияли Фрейд и Маркс. Поэтому концепция Фрома соединяет биологически-природное и детерминистически-социальное.

Его основные тексты: «Бегство от свободы» (анализ человека с точки зрения свободного и зависимого существа), «Душа человека», «Психоанализ и этика», «Здоровое общество», «Иметь или быть», «Искусство любить» и другие.

С точки зрения Фрома человек – дихотомическое существо. Дихотомии: природное и духовное, биологическое и социальное, иметь или быть, витальное/жизненное и связанное со смертью (дихотомия эроса и дихотомия танатоса). В любом человеке содержатся разные дихотомии.

В любом человеке соединяется тяга к жизни и тяга к смерти, поэтому можно выделить 2 типа человека: человек-биофил и человек-некрофил.

12.12.2011

Лекция 15 «Социальная философия»

Общество – союз целенаправленной и взаимосвязанной деятельности людей.

Примерно до 18го века общество и общность не разделялись; понятие «общество» носило более широкий контекст.

Многие теоретики высказали точку зрения, что общество – это союз людей, который был создал для удовлетворения своих потребностей.

Руссо: общество появилось тогда, когда у человека появилась необходимость сохранять свою собственность (т.е. с появлением капитализма).

Концепция «теория общественного договора»

Концепция «Марксистская теория общества»/«теория экономически-общественных формаций».

Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации в истории человечества.

Базис – экономический способ производства, основа общества. Производительные силы (люди, техника), производственные отношения.

Надстройка – духовная сфера общества (культура, образование, религия, образование, право, наука). Базис определяет надстройку, надстройка закрепляет базис.

Макс Вебер «Рождение протестантизма из духа капитализма».

На смену пришел «информационный подход», где основной критерий – технико-технологический параметр. Исходя из этого параметра общество начинаю делить на: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

Традиционное: на первом месте стоят традиции и обычаи. Аграрное общество с примитивными технологиями. Отсутствует социальная мобильность. В традиционном обществе не может возникнуть кризис идентичность (когда человек задается вопросом «Кто я такой?» «Где мое место в мире?»). Жизнь базируется на личных связях (множественная сложная связь, базирующаяся на личном доверии). Практически нет представлений об инновациях, креативности. Отсутствует привычка и умение жить в мире практических абстракций. Абстрактность появляется только с приходом капитализма. В традиционном обществе важно и необходимо следовать и соответствовать социальной роли.

Индустриальное: возрастает роль городов, появляется новый тип человека – буржуа. Время становится деньгами. Актуальными становятся темы будущности, абстрактность, секуляризации, освобождения. Время – это выпущенная стрела. Происходит отказ от божественного измерения бытия, возникает осознание ценности земного мира. Осознание множественности выбора путей развития своей жизни. Тема индивидуализации – человек начинает отвечать за программу своей самобытности. Бодрийяр «Смерть вещей».

Социальная философия – размышления об обществе как системе вне индивидуальных форм, связей, отношениий, которые человек создает своей деятельностью, и над ними.

1 подход: человек – ансамбль социальных отношений (гармония между человеком и обществом)

2 подход: объединяющий подход; человек должен быть уникальным, но общество все равно накладывает на него свой отпечаток


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: