Человек и исторический процесс

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражение общественного бытия. Выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д.

Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология - совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, на научно-теоретическом уровне - как идеология - теоретическое выражение интересов той или иной группы людей. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. Идеология относится к социальной сфере общества.

Анализ духовной жизни общества является одной из главных проблем социальной философии. К.Маркс выделил категории общественного бытия и общественного сознания. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Общественное сознание и духовная жизнь общества

Человек и исторический процесс

Общественное сознание и духовная жизнь общества

Вопросы для изучения

Структура общественного сознания имеет уровни - обыденно-практический и научно-теоретический.

По носителю или субъекту выделяют виды общественного сознания: индивидуальное, групповое и массовое сознание. Индивидуальное сознание - отражение индивидуального бытия конкретной личности. Носителем группового сознания является социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Потребность — исторически определенная и социально обусловленная форма нужды. Интерес — это конкретизированная, осознанная потребность. Например, интерес к живописи является конкретизацией эстетической потребности. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

К важнейшим измерениям духовности относят: теоретизм, этизм и эстетизм.

Важным элементом духовной жизни является культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому. Функции культуры:

- преемственность;

- адаптация (защита);

- воспитательная.

Сравнительно недавно в отечественной литературе появилось понятие «духовное производство». Духовное производство - это производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

- идеи, теории, образы, духовные ценности;

- духовные общественные связи индивидов;

- духовность человека.

Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические и религиозные виды освоения действительности.

Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являются видами духовного производства.

Жизнь общества развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. История есть деятельность преследующего свои цели человека. Человек в истории существует в двух основных ипостасях - как ее «предпосылка» и одновременно как ее «результат».

Философия истории рассматривает следующие проблемы:

- проблема движущих сил общественного развития;

- проблема типологизации обществ;

- проблема возникновения общества.

При рассмотрении исторического процесса следует обратить внимание на такие существенные черты, как объективность и единство всемирной истории. В исторических событиях участвуют люди с разными интересами, целями и страстями. Но несмотря на это ход истории подчиняется внутренним общим законам, носящим объективный характер. Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития.

Поступательное движение общества от простого к более сложному и совершенному называется прогрессом. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному - регресс. Изменения в обществе могут происходить постепенно или скачкообразно. Качественные изменения в развитии природы, общества или познания за относительно короткий период времени называются революцией. Постепенные изменения в обществе и природе — эволюция.

Другой аспект исторического процесса связан с постановкой и решением вопроса о том, кто или что движет историю. Натурализм считает, что общественная жизнь зависит от природных факторов. Согласно социал-дарвинизму, основной движущей силой развития общества является борьба за существование. Согласно гегелевской диалектике, истинным двигателем истории является Мировой Дух или Абсолютная Идея. Марксизм основной движущей силой развития общества считает классовую борьбу.

Социальные общности (народ, нация, класс) выступают в первую очередь как совокупные субъекты истории. Понятие «народ» является слабо разработанным в социальной философии. Признаками народа являются, прежде всего, участие в материально-производственной и духовной сфере общественной жизни, связь с прогрессивной направленностью исторического процесса, противопоставление правящим, высшим слоям общества; общая историческая судьба; общая вера, единая общенародная идея, общая историческая перспектива. Другим важным понятием социальной общности является этнос. Этнос (греч. ethnos - группа, племя, род) - это исторически сложившееся из определенной территории объединение людей, обладающее специфическими культурными и психофизиологическими чертами. Этнос представляет собой древнейший тип социальной общности людей, который в своем развитии прошел следующие стадии: род, племя, народность, нация.

Рассмотрение исторического процесса и деятельности социальных субъектов приводит к проблеме выявления характера деятельности людей, выражаемой в понятиях необходимости и свободы. Фатализм считает, что все в мире предопределено и человек абсолютно несвободен. В истории социальной философии давались ответы, как полностью отрицающие необходимость иди свободу, так и пытающие их соединить. С позиций диалектики необходимость и свобода являются противоположностями, находящимися в состоянии единства и борьбы. При характеристике свободы следует возразить достаточно распространенному положению о прирожденном человеку характере свободы. Свобода есть не индивидуальное свойство человека, а характеристика его социального состояния. При этом свобода не абсолютна, не безгранична и неабстрактна, а всегда относительна, ограничена и конкретна. Вместе с тем, развитие, осуществление свободы человека некоторыми философами рассматривается как выражение смысла всего исторического процесса.

В философии истории выделяют несколько традиционных концепций исторического развития: Исторический материализм (формационная концепция истории) и культурологическая концепция истории.

Теорию общественно-экономических формаций разработал К. Маркс. Существуют следующие типы общественного производства: производство материальных благ (базис), производство социальных отношений и производство духовных ценностей (надстройка). Маркс выделил материальное производство в качестве главной детерминанты исторического развития. На этом основании история подразделялась на различные этапы в зависимости от уровня развития материального производства. Для характеристики этих этапов развития общества в историческом материализме была разработана категория «общественно-экономические формации» – это общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой. Всего К Маркс выделил 5 формаций:

1 первобытно – общинная, для которого характерен такой уровень развития производительных сил, зависимость от природы, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком;

2 рабовладельческая — первая антагонистическая формация, где с переходом к производящему
хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником;

3 феодальная - общество, в котором используется труд крепостных крестьян, находящихся в
личной зависимости от землевладельцев, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с
появлением излишков производства;

4 капиталистическая, основанная на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые,
не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников средств
производства;

5 коммунистическая общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития
производительных сил, общественная собственность на средства производства, свободный труд и
отсутствие эксплуатации. Пролетариат, согласно Марксу, является классом, способным переустроить
общество.

Таким образом, общественно-экономическая формация представляет собой определенную ступень развития общества. Основу этой ступени составляет способ производства материальных благ - единство производительных сил и производственных отношений

Культурологическая концепция истории (концепция локальных цивилизаций).

Н. Данилевский, А. Тойнби, Ф. Фукуяма, О. Шпенглер. К. Леонтьев отрицают общий путь развития всех стран и народов. По их мнению, цивилизации существуют замкнуто, изолированно, локально. Впервые понятие культурно-исторического типа употребил Н.Я Данилевский.

Освальд Шпенглер (1880-1936) развивал культурологическую концепцию истории, утверждая, что фундаментом истории является культура. Он рассматривая культуру как организм и считал, что культура переживает периоды возникновения, расцвета и умирания, причем умирание культуры неизбежно. В Западной цивилизации он обнаруживал признаки упадка, сходные с признаками, которые были характерны для Греции и Рима, и предрек закат Европы. Согласно Шпенглеру, цивилизация - это завершающая стадия в развитии культуры. Основными понятиями, отражающими судьбу человека и человеческой культуры в философии О. Шпенглера, являются «смерть», «закат», «гибель». Основной труд О Шпенглера - «Закат Европы».

Шпенглер оказал сильное влияние на Арнольда Дж. Тойнби (1889-1975), который разработал уникальную культурологическую концепцию истории. Он утверждал, что каждая цивилизация проходит одинаковые фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели. Причина рождения цивилизации кроется в том, что человек принимает вызов окружающей или социальной среды. Творческое меньшинство вскармливает новую цивилизацию и ведет за собой народные массы, однако со временем, когда это творческое меньшинство теряет свою способность созидать, наступает крушение цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: