По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на фундаментальные и прикладные

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Особенности технического знания и философия техники

Методы научного познания

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Вопросы для изучения

Структура научного познания, его формы и методы

Критерии истины

От определения истины зависит и решение вопроса о критериях истинности. В марксистской философии критерием истины является практика. Практика — это материальная преобразующая целенаправленная деятельность. Сущность критерия практики: на основе имеющихся у нас представлений мы воздействуем на объект. Если результат воздействия совпадает с ожидаемым, значит, наше представление было истинным. В науке форма существования практики — это опыт. Но в конкретном применении критерий практики ограничен существующим исторически уровнем развития практики, абстрактным характером некоторых теоретических областей. Поэтому различные философские направления предлагают и обосновывают еще ряд дополнительных критериев истины.

Логические критерии истины: соответствие законам логики, внутренняя непротиворечивость, целостность и системность теории, соответствие общим принципам и законам науки. Всю эту группу обосновывает философское направление — теория когеренций. Когерентность — это самосогласованность знания.

Ценностные критерии истины:

- истина — это то, с чем все согласны, или согласно большинство, то, что объединяет людей (теория общезначимости);

- истина — это то, что принято в результате договоренности как удобная система описания (конвенционализм);

- истина — это то, что полезно, что помогает решать проблемы (прагматизм);

- истина — это то, что важнее всего для человека, его жизненные ценности (экзистенциализм).

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория – высшая форма организации знания. Теория научного познания называется эпистемологией. К основным чертам (критериям) научного знания относятся: обоснованность, доказательность, системность.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. На эмпирическом уровне выделяют наблюдения - первичная информация и факты - достоверная и объективная информация, получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений. Данные наблюдений — всегда фиксируются в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и научные термины. Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов называется эмпирическим обобщением.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышления). Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. К основным элементам теоретического уровня научного познания относятся: проблема, гипотеза и теория.

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.
Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: