Интерпретация истины в истории философии

Истина — знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность.

Критерии истины

Проблема истины в истории философии.

Вопросы для изучения

Проблема истины в философии

Чувственное и рациональное познание и их формы

Познание человека протекает в двух основных формах, которые мы рассматриваем как стороны познавательной деятельности: чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание — непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Сохранение и обработка знаний в реальности в виде наглядных образов.

Рациональное познание — абстрактно-логическое мышление; осмысление реальности обобщенными символическими знаковыми средствами.

Особенности человеческой познавательной деятельности связаны в основном со способностью к рациональному познанию. Чувственное познание примерно одинаково у людей и высших животных. Основные операции познавательной деятельности (различение, объединение данных, сопоставление) одинаковы для чувственного и рационального познания. Чувственное познание отличается от рационального тем, что первое базируется на ощущениях, а второе — на доводах разума.

Основные формы чувственного познания — это ощущение, восприятие, представление. Ощущение — чувственное отражение отдельных сторон объекта, исходная, простейшая форма чувственного познания. Восприятие — целостный образ объекта. Представление — сохранение целостного образа вне контакта с объектом и возможность его произвести.

Основные формы рационального познания — это понятие, суждение, умозаключение. Понятие — мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства. Суждение — формы мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета. Умозаключение — это связь суждений, в которой из одних суждений выводятся другие — новые.

Основными свойствами истины являются:

- абсолютность;

- относительность;

- конкретность;

- объективность.

Относительная истина – не полное знание. Абсолютная истина – совокупность относительных истин.

Субъективная истина – содержание наших знаний, зависящее от субъекта познания.

Объективная истина - содержание наших знаний, совпадающее с действительностью и не зависящее от сознания субъекта.

Античность – истина находится в сущности вещей. По Аристотелю, утверждение или знание истинно, если оно фиксирует действительно происшедшее событие или действительно существующие отношения. Средневековье – истина есть Бог и его откровение. Религиозные идеалистические направления признают действительным в полном смысле только Бога, поэтому истинно то, что соответствует его замыслам и воле. Новое время – в качестве истинного знания рассматривались сведения, содержащиеся либо в чувствах, либо в ясных идеях. В настоящее время существует множество подходов к проблеме истины. Неопозитивизм (30-е гг. ХХ в.), в соответствии с которым по-настоящему истинны только «протокольные предложения, фиксирующие «атомарные факты. Иррационалистические направления трактуют внутренний мир человека как поток эмоций, переживаний, волевых импульсов, поэтому истинно то, что вписывается в этот мир, позволяет его выразить и гармонизировать. Следовательно, нет истины для всех. Истина по-своему переживается и осмысливается разными людьми, она субъективна. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется интуицией. М. Хайдеггер – истина – это «аллетейя» - древнегреческое слово, обозначающее несокрытость и непотаенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: