Методы научного познания

Подтверждение теории эмпирической практикой называется верификацией знания. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о фальсификации знания. Невозможно фальсифицировать существование Бога, поскольку это не проверяется эмпирическим путем.

Гипотеза — научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании. Научная гипотеза относится к концептуальным средствам познания. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др. В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения, называется парадигмой (по Т.Куну).

Функции научной теории: систематизирующая, методологическая, предсказательная, практическая, объяснительная. Объяснение — выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений по общий закон.

Метод — это совокупность определенных правил, способов, норм познания и действия. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

В современной науке все методы научного познания по степени общности и сфере действия делят на пять основных групп.

Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

Общенаучные методы. Они широко развиваются и применяются в науке XX.в. и представляют собой своеобразную промежуточную методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным методам относят такие понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос - одинаковый и морфо - форма), структура, функция, система, элемент и т.д.

Частнонаучные методы, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Междисциплинарные методы, т.е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные методы исследования. Например, в гуманитарных науках широко используются метод герменевтики, метод приближенных вычислений.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Научными методами эмпирического исследования являются:

- наблюдение – преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения;

- эксперимент — исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.

Формализация - отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Он создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности неоднозначного понимания. Формализации играет существенную роль в уточнении научных понятий. Однако формальный метод не охватывает всех проблем логики научного познания.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях-аксиомах (постулатах), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства.

Гипотетико-дедуктивный метод - способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В науке широко используются общелогические методы исследования. Из них можно выделить:

- анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез - их объединение в единое целое;

- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств;

- идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности;

- индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному;

- аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами;

- моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: