Только философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее внутреннее развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
Особенности технического знания и философия техники
Техника (греч. «технэ» — искусство, мастерство, умение). Понятие «техника» встречается уже у Платона, Аристотеля. Техника есть совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.
Техника понимается следующим образом:
— как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
— как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
|
|
— как совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
В сфере техники важно не столько производство научно-технических знаний, сколько их применение и получение дальнейших знаний на основе нового опыта, для развития техники. Поскольку применение знаний в техникеесть высшая ступень познания, то здесь важнейшее значение приобретает умение исследовать и изобретать.
Впервые словосочетание «философия техники» возникло в XIX веке (немецкий философ Эрнст Капп. Книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения», вышла в свет в 1877 г.). Одним из основоположников философии техники является Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1942) — механик, историк и популяризатор техники, занимавшийся также проблемами философии техники и теории творчества. Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации — становится предметом систематического изучения. Собственно технические дисциплины концентрируют свое внимание на отдельных видах техники или на отдельных сторонах техники. Технику в целом, как глобальное явление, они не исследуют.
Этапы развития технических знаний:
— донаучный: последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические, но научные знания в технической практике используются нерегулярно;
— зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.): происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук;
|
|
— классический (до середины XIX века): характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий;
— современный: характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.
Системотехника представляет собой особую деятельность по созданию сложных технических систем и в этом смысле является прежде всего современным видом инженерной, технической деятельности, но в то же время включает в себя особую научную деятельность, поскольку является не только сферой приложения научных знаний. В ней происходит также и выработка новых знаний. Таким образом, в системотехнике научное знание проходит полный цикл функционирования — от его получения до использования в инженерной практике.
Две основные системотехнические задачи:
— обеспечения интеграции частей сложной системы в единое целое;
— управления процессом создания этой системы.
Для грамотного инженера важно не только изучать свой объект, но знать историю техники. История техники, понимается не только как история отдельных технических средств, но и как история технических решений, проектов и технических теорий (как успешных, так и нереализованных, казавшихся в свое время тупиковыми). Понимание закономернотей развития техники может стать действительной основой для предвидения ее развития. Поэтому философия и история науки и техники должны занять одно из важных мест в современном инженерном образовании.
В современной инженерной деятельности можно выделить три основных направления, требующих различной подготовки соответствующих специалистов.
Во-первых, это — инженеры-производственники, которые призваны выполнять функции технолога, организатора производства и инженера по эксплуатации. Такого рода инженеров необходимо готовить с учетом их преимущественной практической ориентации.
Во-вторых, это — инженеры-исследователи-разработчики, которые должны сочетать в себе функции изобретателя и проектировщика, тесно связанные с научно-исследовательской работой в области технической науки. Они становятся основным звеном в процессе соединения науки с производством. Им требуется основательная научно-техническая подготовка.
Наконец, в-третьих, это — инженеры-системотехники или, как их часто называют, «системщики широкого профиля», задача которых — организация и управление сложной инженерной деятельностью, комплексное исследование и системное проектирование. Подготовка такого инженера-организатора и универсалиста требует самой широкой системной и методологической направленности и междисциплинарности. Для такого рода инженеров особенно важно междисциплинарное и общегуманитарное образование, в котором ведущую роль могла бы сыграть философия науки и техники.
4.5 Проблемы и перспективы современной цивилизации
Вопросы для изучения
1 Глобальные проблемы современного мира
2 Прогнозирование как функция философии
1 Глобальные проблемы современного мира
Понятие «глобальные проблемы современности» получило широкое распространение с конца 60 – начала 70 годов XX века. Глобальными называются проблемы, которые носят общечеловеческий характер, то есть затрагивают интересы человечества и каждого отдельного человека. Решение глобальных проблем предполагает объединения усилий абсолютного большинства государств.
|
|
Глобальные проблемы характеризуются следующими особенностями:
- для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия большинства государств и организаций на международном уровне;
- глобальные проблемы затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества;
- эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть никем проигнорированы;
- нерешенность глобальных проблем может привести к непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.
Все глобальные проблемы современности делятся на три большие группы.
Проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью: 1) устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; 2) установление нового международного экономического порядка.
Проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы: энергетическая проблема, обеспеченность ресурсами, экологические проблемы, освоение Мирового океана и космического пространства.
Проблемы, связанные с системой человек-общество: демографическая проблема, вопросы здравоохранения и образования.
Решение глобальных проблем является чрезвычайно долгим и сложным процессом. Первым шагом на пути к этому должно стать формирование нового мировоззрения, в основе которого должен быть положен новый гуманизм, включающий в себя нетерпимость к насилию и любовь к справедливости.